александр борисов
Александр Алексеевич Борисов — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель и освоения Севера.

Александр Борисов родился 14 ноября 1866 года в крестьянской семье в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии, сейчас это местечко относится к Красноборскому району Архангельской области.
Александр Борисов
Александр Алексеевич Борисов — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель и освоения Севера.

Александр Борисов родился 14 ноября 1866 года в крестьянской семье в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии, сейчас это местечко относится к Красноборскому району Архангельской области.
подробнее об александре борисове
В 15 лет Александр пришел в Соловецкий монастырь: работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту, а потом стал учеником иконописной мастерской. Архимандрит монастыря, увидев его карандашные рисунки, увез его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи. На его работы обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал А.А. Боголюбов, служивший в штабе Петербургского военного округа. Они помогли Александру: ему была выделена стипендия и в 1886 году он приехал в Санкт-Петербург.

За время обучения в Императорской Академии художеств (1888—1892) его творческие достижения были отмечены поощрительными серебряными медалями: двумя малыми и одной большой. За «хорошие успехи в художественных классах» совет Академии удовлетворил его просьбу, и с 1892 года назначил стипендию «как государственному крестьянину». В 1895 году Александр Борисов постигал технику рисунка в мастерской И.И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А.И. Куинджи.

Летом 1894 года Александр сопровождал С.Ю. Витте на пароходе «Ломоносов» в поездке по Северу. В его обязанности входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Он осуществил мечту побывать на Северном Ледовитом океане, после чего стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. Из своей поездки Александр привез около 150 этюдов, часть которых экспонировалась на академической выставке в Петербурге.

В 1900 году Борисов и 8 его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась 14 месяцев, и за это время ему и его товарищам пришлось преодолеть немало трудностей. Они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников, ученых и тех, кто способствовал освоению Севера.

Благодаря Борисову на карте Новой Земли увековечены имена многих русских художников: мысы Шишкина, Куинджи, Крамского,Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова.

Путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных по возвращении с Новой Земли.

Работы Александра Борисова, экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках (1900-1905), привлекли внимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом.

В 1902 году по приглашению Венского общества художников он устраивает выставку в столице Австрии. Успех позволил ему провести выставки в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе и Париже. Французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. В 1907 году в Лондоне выставку посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен и вручил художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художника орденом Бани.

В 1906 году Александр Борисов принимал активное участие в создании «Северного кружка любителей изящных искусств», участвовал в разработке устава, а затем в организации всех выставок кружка (1905—1919).

В начале 1908 года побывал в США. Выставка его картин в Вашингтоне была проведена в Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым президентом США.

Вернувшись в Россию, Александр поселился на родине, близ Красноборска. Здесь были созданы произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В 1914 году он устраивает в Петербурге крупную выставку.

Кроме живописи Борисов писал путевые очерки. Он пишет о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами.

В 1915-16 годах Александр Борисов разрабатывает проект строительства Обь-Мурманской железной дороги, строительство которой было поддержано царским правительством, а также сменившим его после революции Совнаркомом. Однако из-за гражданской войны проект был реализован только через десятки лет.

В 1920-30-е годы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь-Котлас-Сорока. В 1922 году по его инициативе на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.

Художник ушел из жизни 17 августа 1934 года в своем доме близ Красноборска. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном и других музеях России.

Именем Борисова названы улицы в Архангельске и Красноборске, его имя носит полуостров на Новой Земле, продолжает работать основанный им курорт «Солониха».

В Красноборске, на родине художника, сохранился дом, построенный по его собственному проекту. Сейчас в доме находится музей «Дом-усадьба художника А.А. Борисова», а в Архангельске основан музей художественного освоения Арктики, который носит имя Александра Алексеевича Борисова.
Подробнее об Александре Борисове
В 15 лет Александр пришел в Соловецкий монастырь: работал на рыболовной тоне в Савватиевском скиту, а потом стал учеником иконописной мастерской. Архимандрит монастыря, увидев его карандашные рисунки, увез его в главную обитель. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи. На его работы обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал А.А. Боголюбов, служивший в штабе Петербургского военного округа. Они помогли Александру: ему была выделена стипендия и в 1886 году он приехал в Санкт-Петербург.

За время обучения в Императорской Академии художеств (1888—1892) его творческие достижения были отмечены поощрительными серебряными медалями: двумя малыми и одной большой. За «хорошие успехи в художественных классах» совет Академии удовлетворил его просьбу, и с 1892 года назначил стипендию «как государственному крестьянину». В 1895 году Александр Борисов постигал технику рисунка в мастерской И.И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А.И. Куинджи.

Летом 1894 года Александр сопровождал С.Ю. Витте на пароходе «Ломоносов» в поездке по Северу. В его обязанности входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Он осуществил мечту побывать на Северном Ледовитом океане, после чего стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. Из своей поездки Александр привез около 150 этюдов, часть которых экспонировалась на академической выставке в Петербурге.

В 1900 году Борисов и 8 его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась 14 месяцев, и за это время ему и его товарищам пришлось преодолеть немало трудностей. Они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников, ученых и тех, кто способствовал освоению Севера.

Благодаря Борисову на карте Новой Земли увековечены имена многих русских художников: мысы Шишкина, Куинджи, Крамского,Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова.

Путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных по возвращении с Новой Земли.

Работы Александра Борисова, экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках (1900-1905), привлекли внимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом.

В 1902 году по приглашению Венского общества художников он устраивает выставку в столице Австрии. Успех позволил ему провести выставки в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе и Париже. Французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. В 1907 году в Лондоне выставку посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен и вручил художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художника орденом Бани.

В 1906 году Александр Борисов принимал активное участие в создании «Северного кружка любителей изящных искусств», участвовал в разработке устава, а затем в организации всех выставок кружка (1905—1919).

В начале 1908 года побывал в США. Выставка его картин в Вашингтоне была проведена в Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым президентом США.

Вернувшись в Россию, Александр поселился на родине, близ Красноборска. Здесь были созданы произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В 1914 году он устраивает в Петербурге крупную выставку.

Кроме живописи Борисов писал путевые очерки. Он пишет о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами.

В 1915-16 годах Александр Борисов разрабатывает проект строительства Обь-Мурманской железной дороги, строительство которой было поддержано царским правительством, а также сменившим его после революции Совнаркомом. Однако из-за гражданской войны проект был реализован только через десятки лет.

В 1920-30-е годы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь-Котлас-Сорока. В 1922 году по его инициативе на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.

Художник ушел из жизни 17 августа 1934 года в своем доме близ Красноборска. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Архангельском областном музее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном и других музеях России.

Именем Борисова названы улицы в Архангельске и Красноборске, его имя носит полуостров на Новой Земле, продолжает работать основанный им курорт «Солониха».

В Красноборске, на родине художника, сохранился дом, построенный по его собственному проекту. Сейчас в доме находится музей «Дом-усадьба художника А.А. Борисова», а в Архангельске основан музей художественного освоения Арктики, который носит имя Александра Алексеевича Борисова.
самсон суханов
Самсон Ксенофонтович Суханов (1768—1842) — русский скульптор-каменотес, автор ярчайших скульптурных композиций Санкт-Петербурга в Михайловском замке, на Фондовой бирже, Исакиевском соборе, Адмиралтействе и ряде других.

Самсон Суханов родился в 1768 году в семье бедных крестьян в деревне Завотежица Юрьенаволоцкой волости Вологодской губернии, сейчас это местечко относится к Красноборскому району Архангельской области.
Самсон Суханов
Самсон Ксенофонтович Суханов (1768—1842) — русский скульптор-каменотес, автор ярчайших скульптурных композиций Санкт-Петербурга в Михайловском замке, на Фондовой бирже, Исакиевском соборе, Адмиралтействе и ряде других.

Самсон Суханов родился в 1768 году в семье бедных крестьян в деревне Завотежица Юрьенаволоцкой волости Вологодской губернии, сейчас это местечко относится к Красноборскому району Архангельской области.
подробнее о самсоне суханове
Уже в 9 лет Самсон начал батрачить, потом работал в бурлацких артелях на Северной Двине и Волге. В 1783—1793 годах занимался пушным промыслом на Севере, в том числе посещал Шпицберген.

Около 1800 года приехал в Санкт-Петербург, где начал работать каменотесом на строительстве Михайловского замка. За короткий срок в совершенстве освоил мастерство своей новой профессии и стал широко известен в Петербурге как искусный каменщик-ваятель и строительный подрядчик.

Он вложил свой труд и талант в архитектурные шедевры, снискавшие мировую славу: Михайловский замок, Фондовая биржа, стрелка Васильевского острова, Горный институт, Казанский и Исаакиевский соборы, Адмиралтейство, Александровская колонна и многие другие. За заслуги в создании уникальных архитектурных ансамблей Суханов был награжден золотой медалью «За усердие» и царским кафтаном, который считался особым знаком отличия.

Самсон Суханов был выдающимся человеком, но разделил судьбу многих талантливых выходцев из народа, закончив жизнь в безвестности и забвении.

Узнать о жизненном пути Самсона Суханова больше можно в Красноборском музее и во время автобусной экскурсии на родину каменотеса в деревню Завотежица.
Подробнее о Самсоне Суханове
Уже в 9 лет Самсон начал батрачить, потом работал в бурлацких артелях на Северной Двине и Волге. В 1783—1793 годах занимался пушным промыслом на Севере, в том числе посещал Шпицберген.

Около 1800 года приехал в Санкт-Петербург, где начал работать каменотесом на строительстве Михайловского замка. За короткий срок в совершенстве освоил мастерство своей новой профессии и стал широко известен в Петербурге как искусный каменщик-ваятель и строительный подрядчик.

Он вложил свой труд и талант в архитектурные шедевры, снискавшие мировую славу: Михайловский замок, Фондовая биржа, стрелка Васильевского острова, Горный институт, Казанский и Исаакиевский соборы, Адмиралтейство, Александровская колонна и многие другие. За заслуги в создании уникальных архитектурных ансамблей Суханов был награжден золотой медалью «За усердие» и царским кафтаном, который считался особым знаком отличия.

Самсон Суханов был выдающимся человеком, но разделил судьбу многих талантливых выходцев из народа, закончив жизнь в безвестности и забвении.

Узнать о жизненном пути Самсона Суханова больше можно в Красноборском музее и во время автобусной экскурсии на родину каменотеса в деревню Завотежица.
сергей сметанин
Сергей Леонидович Сметанин (1954—2005) — гармонист, солист Государственного академического Северного русского народного хора, лауреат Международного конкурса «Балтика-Гармоника», заслуженный артист России.

Сергей Сметанин родился 16 октября 1954 года в поселке Березовка Красноборского района Архангельской области. В 5 лет его отец, гармонист-любитель, научил Сергея наигрывать на детской гармошке. Позже Сергей поступил в Красноборскую музыкальную школу, где учился по классу баяна у преподавателя Г.Д. Красия с 1967 по 1969 годы. Затем в Архангельском музыкальном училище в классе преподавателя Б.В. Малышкина освоил домру бас.

Как баянист Сергей Леонидович начал работать в 1971 году в ДК лесозавода №4 города Архангельска. С 1972 по 1974 годы проходил службу в армии в ансамбле песни и пляски в гарнизонного Дома офицеров, где играл в эстрадном ансамбле «Витязи».

После демобилизации Сергей Сметанин руководил эстрадным оркестром ДК СЦБК. В 1975 году стал работать в оркестре Северного русского народного хора, в этом коллективе он трудился 18 лет. Здесь он освоил духовые и ударные инструменты и раскрылся как талантливый самобытный исполнитель-виртуоз на русских народных инструментах.

Сергей Сметанин не только талантливый гармонист, в его руках в музыкальные инструменты превращаются обыкновенные пилы, курительная трубка, коровий рог и деревянные ложки, что всегда вызывает зрительский восторг.

Сергей Леонидович проявил себя и как самобытный композитор. На основе музыкального фольклорного материала им написаны десятки оригинальных произведений для гармоники, сделаны многие обработки северных русских народных песен.

В составе коллектива Северного русского народного хора Сергей Сметанин выезжал на гастроли по России и за границу: в Индию, Францию, Чехословакию, Корею, Польшу, Германию, Болгарию, Швецию, Финляндию, Бельгию, Норвегию, Голландию, Швейцарию, Монако.

Сергей Сметанин был солистом ансамбля русских народных инструментов «Сполохи», одного из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России.

Выражением признания мастерства С.Л. Сметанина как гармониста были приглашения к участию с сольными номерами в концертных программах Государственного академического русского народного оркестра им. Н.П. Осипова (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Николай Калинин) и Государственного оркестра солистов «Русские узоры» (художественный руководитель и дирижер — народный артист России Владимир Зазуля).

В 1993 году Сергей Леонидович перешел на преподавательскую работу в Архангельское училище культуры. Среди его выпускников — Наталья Геннадьевна Панова, уроженка Красноборска, сейчас она — доцент Московского гуманитарного педагогического института.

В 1995 году Сергей Сметанин принял участие в интернациональном музыкальном фестивале «Балтика-гармоника», где стал его лауреатом и получил диплом I степени.

Сергей Леонидович Сметанин ушел из жизни 24 мая 2005 года. Он был ярким, самобытным гармонистом, хранителем и продолжателем лучших исполнительских традиций русского Севера. Его именем назван международный фестиваль гармони «Сметанинские встречи», проходящий на Красноборской земле и городе Архангельск.
александр вахрамеев
Недалеко от Красноборска, в Пермогорье, родился А.И. Вахрамеев (1874-1926 гг.) — известный русский живописец и график первой четверти ХХ века, педагог, профессор Академии художеств.
Сергей Сметанин
Сергей Леонидович Сметанин (1954—2005) — гармонист, солист Государственного академического Северного русского народного хора, лауреат Международного конкурса «Балтика-Гармоника», заслуженный артист России.

Сергей Сметанин родился 16 октября 1954 года в поселке Березовка Красноборского района Архангельской области. В 5 лет его отец, гармонист-любитель, научил Сергея наигрывать на детской гармошке. Позже Сергей поступил в Красноборскую музыкальную школу, где учился по классу баяна у преподавателя Г.Д. Красия с 1967 по 1969 годы. Затем в Архангельском музыкальном училище в классе преподавателя Б.В. Малышкина освоил домру бас.

Как баянист Сергей Леонидович начал работать в 1971 году в ДК лесозавода №4 города Архангельска. С 1972 по 1974 годы проходил службу в армии в ансамбле песни и пляски в гарнизонного Дома офицеров, где играл в эстрадном ансамбле «Витязи».

После демобилизации Сергей Сметанин руководил эстрадным оркестром ДК СЦБК. В 1975 году стал работать в оркестре Северного русского народного хора, в этом коллективе он трудился 18 лет. Здесь он освоил духовые и ударные инструменты и раскрылся как талантливый самобытный исполнитель-виртуоз на русских народных инструментах.

Сергей Сметанин не только талантливый гармонист, в его руках в музыкальные инструменты превращаются обыкновенные пилы, курительная трубка, коровий рог и деревянные ложки, что всегда вызывает зрительский восторг.

Сергей Леонидович проявил себя и как самобытный композитор. На основе музыкального фольклорного материала им написаны десятки оригинальных произведений для гармоники, сделаны многие обработки северных русских народных песен.

В составе коллектива Северного русского народного хора Сергей Сметанин выезжал на гастроли по России и за границу: в Индию, Францию, Чехословакию, Корею, Польшу, Германию, Болгарию, Швецию, Финляндию, Бельгию, Норвегию, Голландию, Швейцарию, Монако.

Сергей Сметанин был солистом ансамбля русских народных инструментов «Сполохи», одного из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России.

Выражением признания мастерства С.Л. Сметанина как гармониста были приглашения к участию с сольными номерами в концертных программах Государственного академического русского народного оркестра им. Н.П. Осипова (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Николай Калинин) и Государственного оркестра солистов «Русские узоры» (художественный руководитель и дирижер — народный артист России Владимир Зазуля).

В 1993 году Сергей Леонидович перешел на преподавательскую работу в Архангельское училище культуры. Среди его выпускников — Наталья Геннадьевна Панова, уроженка Красноборска, сейчас она — доцент Московского гуманитарного педагогического института.

В 1995 году Сергей Сметанин принял участие в интернациональном музыкальном фестивале «Балтика-гармоника», где стал его лауреатом и получил диплом I степени.

Сергей Леонидович Сметанин ушел из жизни 24 мая 2005 года. Он был ярким, самобытным гармонистом, хранителем и продолжателем лучших исполнительских традиций русского Севера. Его именем назван международный фестиваль гармони «Сметанинские встречи», проходящий на Красноборской земле и городе Архангельск.
Александр Вахрамеев
Недалеко от Красноборска, в Пермогорье, родился А.И. Вахрамеев (1874-1926 гг.) — известный русский живописец и график первой четверти ХХ века, педагог, профессор Академии художеств.
Made on
Tilda