часовня прокопия праведного на мокрой горке
Часовня Прокопия Праведного на Мокрой Горке — деревянное здание XIX века, представляющее восьмискатный шатер с шпилем и звонницей. Часовня рублена в «обло» и обшита тесом. Она построена на болоте, где была найдена икона Святого Прокофия Праведного. Икону перенесли на сухое место, решив устроить часовню, но икона несколько раз возвращалась на прежнее мокрое место на болоте. Чтобы осушить болото, высадили деревья. Чтобы укрепить фундамент здания, его сделали каменным. Со временем от болота остался только ручеек, который течет до сих пор. Некогда у часовни бил ключ, для него был сделан деревянный короб, из которого люди брали целебную воду. Сейчас ключ затянуло корнями деревьев.


Часовня Прокопия Праведного на Мокрой горке
Часовня Прокопия Праведного на Мокрой Горке — деревянное здание XIX века, представляющее восьмискатный шатер с шпилем и звонницей. Часовня рублена в «обло» и обшита тесом. Она построена на болоте, где была найдена икона Святого Прокофия Праведного. Икону перенесли на сухое место, решив устроить часовню, но икона несколько раз возвращалась на прежнее мокрое место на болоте. Чтобы осушить болото, высадили деревья. Чтобы укрепить фундамент здания, его сделали каменным. Со временем от болота остался только ручеек, который течет до сих пор. Некогда у часовни бил ключ, для него был сделан деревянный короб, из которого люди брали целебную воду. Сейчас ключ затянуло корнями деревьев.
В годы Великой Отечественной войны часовня была приспособлена под склад продовольственных товаров. Само здание от времени почти не пострадало, за исключением утраты красивой ограды.

Часовня стала оживать и восстанавливаться стараниями жителей деревни Мокрая Горка и Антонине Григорьевне Мелехиной.

Шатер отремонтировали, привели в порядок крыльцо, и здание получило вид, который имеет и сегодня.

В день памяти святого Прокопия праведного 21 июля павловским батюшкой отцом Христофором в часовне проводится праздничное богослужение.
христофорова богородицкая мужская пустынь
Христофорова Богородицкая мужская пустынь, затем — приходская церковь относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской (ранее — Устюжской) епархии, теперь — в Вилегодском районе Архангельской области.

Ее основателем был преподобный Христофор — ученик и постриженик преподобного Логгина Коряжемского, в монастыре которого он был в числе братства. В 1550 году, через 10 лет после смерти Логгина, он ушел из монастыря, основал свою пустынь в уединенном месте — среди лесов в верховьях речки Коряжемки, в 1555 году стал ее игуменом.

Территория бывшей пустыни постепенно возрождается и сегодня является местом паломничества.
Христофорова Богородицкая мужская пустынь
Христофорова Богородицкая мужская пустынь, затем — приходская церковь относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской (ранее — Устюжской) епархии, теперь — в Вилегодском районе Архангельской области.

Ее основателем был преподобный Христофор — ученик и постриженик преподобного Логгина Коряжемского, в монастыре которого он был в числе братства. В 1550 году, через 10 лет после смерти Логгина, он ушел из монастыря, основал свою пустынь в уединенном месте — среди лесов в верховьях речки Коряжемки, в 1555 году стал ее игуменом.

Территория бывшей пустыни постепенно возрождается и сегодня является местом паломничества.

Христофор построил церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, которую он первоначально принес с собою на это место, она почиталась как чудотворная. Когда недалеко открылся целебный источник, пустынь стала местом паломничества.

29 декабря 1999 года по распоряжению правительства Р Ф Архангельской епархии были переданы сохранившиеся памятники.
К этому времени после многочисленных поисков был вновь открыт целебный источник, благодаря тому, что в 1998 году местные добровольцы сделали лиственичный колодец. Заключенные ближайшей колонии построили часовню. В 1999 году началось возрождение женского монастыря и появилась первая послушница — Анна Александровна Бражникова.
история пустыни
По преданию, царица Анастасия, первая жена Ивана IV Грозного, получила здесь исцеление от болезни, после чего царь щедро помог обустройству обители. Когда строительные работы были окончены, в 1572 году преподобный Христофор тайно покинул пустынь — его дальнейшая судьба неизвестна. После этого пустынь пришла в упадок: ее имущество и чудотворная Одигитриевская икона были перенесены в Коряжемский монастырь.

Около 1584 года коряжемский игумен Иов на месте бывшей пустыни выстроил деревянную церковь в честь этой иконы, которая была сюда и доставлена. Затем рядом была выстроена еще одна деревянная холодная церковь во имя Введения Богородицы.

С 1584 по 1764 годы Христофорова пустынь была приписана к Николаевскому Коряжемскому монастырю. В 1763—1770 годах здесь была построена каменная теплая церковь во имя Одигитрии, куда и была перенесена икона. С 1764 года церкви стали приходскими в Шалимовской волости Сольвычегодского уезда.

В 1823 году была обновлена и перестроена Введенская церковь. В 1857 году приходе было 13 деревень и село Богородское, 62 двора с населением 524 казенных человек. В 1876—1877 годах вместо обветшавшей часовни над источником была построена и украшена на средства купца 1-й гильдии И. С. Хаминова деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1907 году построен и освящен новый пятиглавый храм, куда перенесли икону Одигитрии. В начале XX века в приходе имелись церковно-приходская школа при Богородицкой церкви (1881 год) и начальное земское училище в деревне Песчанке. В 1920-е приход закрыли, церкви стали разрушаться.

Автор материала: М.А. Смирнова

Литература

Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1814. Ч. VI. С. 606−608;

Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880;

Егорова Н. На холмах пустыни // Трудовая Коряжма. 2001. 21 апр.;

Гомзякова З. Всем ветрам открыт во широком поле храм стоит // Правда Севера. 2001. 7 авг.;

Крюкова Е. В Христофорову пустынь за духовным возрождением // Двинская правда. 2009. 16 янв.;

Шкаредный Н. Н. Христофорова пустынь. Котлас, 2006;

Овечкина Н. Кладезь истории. Здесь величественный храм и настоящее русской раздолье… // Знамя труда. 2011. 13 авг.;

Сказание о Христофоровой пустыни // Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI—XVIII вв.еков: тексты и исследования. СПб., 2011. С. 57−129.

История пустыни
По преданию, царица Анастасия, первая жена Ивана IV Грозного, получила здесь исцеление от болезни, после чего царь щедро помог обустройству обители. Когда строительные работы были окончены, в 1572 году преподобный Христофор тайно покинул пустынь — его дальнейшая судьба неизвестна. После этого пустынь пришла в упадок: ее имущество и чудотворная Одигитриевская икона были перенесены в Коряжемский монастырь.

Около 1584 года коряжемский игумен Иов на месте бывшей пустыни выстроил деревянную церковь в честь этой иконы, которая была сюда и доставлена. Затем рядом была выстроена еще одна деревянная холодная церковь во имя Введения Богородицы.

С 1584 по 1764 годы Христофорова пустынь была приписана к Николаевскому Коряжемскому монастырю. В 1763—1770 годах здесь была построена каменная теплая церковь во имя Одигитрии, куда и была перенесена икона. С 1764 года церкви стали приходскими в Шалимовской волости Сольвычегодского уезда.

В 1823 году была обновлена и перестроена Введенская церковь. В 1857 году приходе было 13 деревень и село Богородское, 62 двора с населением 524 казенных человек. В 1876—1877 годах вместо обветшавшей часовни над источником была построена и украшена на средства купца 1-й гильдии И. С. Хаминова деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1907 году построен и освящен новый пятиглавый храм, куда перенесли икону Одигитрии. В начале XX века в приходе имелись церковно-приходская школа при Богородицкой церкви (1881 год) и начальное земское училище в деревне Песчанке. В 1920-е приход закрыли, церкви стали разрушаться.

Автор материала: М.А. Смирнова.

Литература

Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. М., 1814. Ч. VI. С. 606−608;

Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880;

Егорова Н. На холмах пустыни // Трудовая Коряжма. 2001. 21 апр.;

Гомзякова З. Всем ветрам открыт во широком поле храм стоит // Правда Севера. 2001. 7 авг.;

Крюкова Е. В Христофорову пустынь за духовным возрождением // Двинская правда. 2009. 16 янв.;

Шкаредный Н. Н. Христофорова пустынь. Котлас, 2006;

Овечкина Н. Кладезь истории. Здесь величественный храм и настоящее русской раздолье… // Знамя труда. 2011. 13 авг.;

Сказание о Христофоровой пустыни // Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI—XVIII вв.еков: тексты и исследования. СПб., 2011. С. 57−129.

храм ильи пророка

Первую каменную церковь в Ильинске заложили 8 июня 1785 года — в день памяти великомученика Федора Стратилата. Здание построили за четыре года и 29 сентября 1789 года освятили во имя небесного покровителя святого пророка Илии. Еще через два с половиной года освятили предельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Все работы по храму выполнил Афанасий Аксенов — подрядчик Сольвычегодска. Возведение второго этажа началось только через девять лет — именно тогда верхняя церковь была освящена во имя мучеников Флора и Лавра.

Следующим этапом строительства стала постройка каменной церковной колокольни, начавшаяся в 1809 году, через два года на звонницу колокольни были подняты колокола. Самый главный колокол-благовестник весил более пяти тонн.

Храм Ильи Пророка

Первую каменную церковь в Ильинске заложили 8 июня 1785 года — в день памяти великомученика Федора Стратилата. Здание построили за четыре года и 29 сентября 1789 года освятили во имя небесного покровителя святого пророка Илии. Еще через два с половиной года освятили предельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Все работы по храму выполнил Афанасий Аксенов — подрядчик Сольвычегодска. Возведение второго этажа началось только через девять лет — именно тогда верхняя церковь была освящена во имя мучеников Флора и Лавра.

Следующим этапом строительства стала постройка каменной церковной колокольни, начавшаяся в 1809 году, через два года на звонницу колокольни были подняты колокола. Самый главный колокол-благовестник весил более пяти тонн.

Сооружение храма стало возможно благодаря «тщанию и усердию» прихожан и было событием незаурядным в жизни прихода. Понимая его важность, священник Федор Алексеевич Пулькин, при котором и был построен храм, написал «Летописец», в котором зафиксировал и описал этапы строительства.

Свято-Ильинский Храм на протяжении 145 лет был любим прихожанами. К 1915 году приход насчитывал 970 дворов с населением 6600 человек. Одновременно вели службы и исполняли требы четыре священника, при приходе существовала монашеская община. Учителей для церковно-приходских школ готовила вторая в уезде Ильинская второклассная школа.
Октябрьская революция 1917 года изменила ход истории и повлияла на жизнь храма и его служителей. Трагическая судьба постигла последнего настоятеля Ильинского храма иерея Николая Попова. С храма были сброшены колокола, а колокольня разрушена. Какое-то время в храме содержали раскулаченных крестьян, затем открыли клуб, после — в алтаре устроили автобусную мастерскую.

Богослужения в Ильинской церкви возобновились лишь в конце XX века.
храм исповедника платона студийского
Храм исповедника Платона Студийского находится в деревне Подомо в двух километрах от села Ильинское. Он был построен в 2003 году в духе русского деревянного зодчества Российским фондом архитектурного наследия имени Андрея Рублева. Инициатором строительства выступил бывший начальник ФСБ России Николай Платонович Патрушев. Его отец Платон Игнатьевич родился в этих местах в 1918 году в большой крестьянской семье.

Деревянную церковь начали строить 15 июля и закончили уже 19 августа 2003 года. Работы по монтажу выполнила фирма «Архстрой», работами руководил ее директор и мастер Вячеслав Веденеев.

Храм исповедника Платона Студийского
Храм исповедника Платона Студийского находится в деревне Подомо в двух километрах от села Ильинское. Он был построен в 2003 году в духе русского деревянного зодчества Российским фондом архитектурного наследия имени Андрея Рублева. Инициатором строительства выступил бывший начальник ФСБ России Николай Платонович Патрушев. Его отец Платон Игнатьевич родился в этих местах в 1918 году в большой крестьянской семье.

Деревянную церковь начали строить 15 июля и закончили уже 19 августа 2003 года. Работы по монтажу выполнила фирма «Архстрой», работами руководил ее директор и мастер Вячеслав Веденеев.
Все материалы для строительства, включая мох — привозные. Крыша и купола обиты медью. К храму примыкает звонница. Четырехъярусный иконостас храма выполнен в древнерусском стиле. Его расписал мастер, некогда занимавшийся работами по реставрации в Соловецком монастыре. Две иконы передал в дар храму Николай Патрушев: семейную икону с ликами святых покровителей семьи и украшенную жемчугом икону Пресвятой Богородицы «Умиление».
Рядом с храмом были высажены растения из московских питомников: барбарис, туя, кедры и голубая ель.

9 сентября 2003 года храм освятил епископ Архангельский и Холмогорский. Сейчас храм входит в состав Ильинского прихода, окормляет его настоятель Свято-Ильинского храма иерей Максим.
Made on
Tilda