ремесла в истории
роспись по дереву
В конце XIX – начале XX века существовали три типа Северодвинской росписи.

  • Пермогорская роспись
Мастера пермогорской росписи жили и работали в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская на Мокрой Едоме. В палитре местных живописцев преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Их оттеняют желтый и зеленый. Четкость росписи придает легкий черный контур.
Отличительная особенность пермогорской росписи — жанровые сцены, сопровождаемые надписями. Еще один традиционный мотив — изображение сказочной птицы Сирин.
Росписью украшают посуду и утварь: скопкари, ендовы, ковши, жбаны, чарки, блюда, туеса, набирухи. Очень красочны прялки, люльки, санки, дуги. Мелкая роспись, словно ковром, покрывает все изделие.
  • Ракульская роспись

Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновскую — одну из деревень Ракулки. Основную часть расписных предметов составляли прялки. Известно, что расписывали и набирухи для ягод, короба, зыбки. Колорит росписи отличается большим благородством: желто-охристый фон и крупные элементы. Для выполнения своеобразной оживки в виде полукружий применяется белый цвет. Пластичную форму элементов, плавные изгибы и повороты подчеркивает легкий черный контур, пучки усиков в пазухах листьев.
  • Ракульская роспись

Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновскую — одну из деревень Ракулки. Основную часть расписных предметов составляли прялки. Известно, что расписывали и набирухи для ягод, короба, зыбки. Колорит росписи отличается большим благородством: желто-охристый фон и крупные элементы. Для выполнения своеобразной оживки в виде полукружий применяется белый цвет. Пластичную форму элементов, плавные изгибы и повороты подчеркивает легкий черный контур, пучки усиков в пазухах листьев.
  • Уфтюжская роспись

Получила распространение в двух самостоятельных центрах:
  • селения вокруг с. Верхняя Уфтюга и д. Новоандреевская в среднем течении р. Уфтюги,
  • д. Слобода в верховье р. Уфтюги.

В среднем течении реки главное место среди расписываемых предметов занимали туеса. Уфтюжский бурачник за зиму делал до тысячи туесов, из них половину выкрашивал и расписывал. Туеса возили в Архангельск, Устюг, Вологду. Кроме них местные мастера расписывали прялки, набирухи, колыбели и другую утварь.
Излюбленный фон росписи — красно-оранжевый, красно-коричневый. Основной мотив — гибкая веточка с листьями и цветами, рядом с которой часто встречаются изображения изящных птиц.

Прялки второго уфтюжского центра отличаются ярко выраженной архаичностью.
На лицевой стороне изображалось дерево с прямым стеблем и симметрично отходящими по сторонам листьями-«волнами» или цветами-«колокольчиками» и солярная розетка.

Пермогорская и ракульская роспись широко представлены в крупных музейных собраниях России и в многочисленных публикациях по народному искусству.
золотое шитье
Этот уникальный вид ремесла существовал в Черевковской и Ляховской волостях вплоть до конца XIX века.

Золотошвейными узорами украшались девичьи повязки, женские головные уборы (кокошники, платки), женские рубахи, нагрудники, шейные украшения, пояса, перчатки, рукавицы, «напульсники», «наголовники» к детским пеленкам, туфли. В основном изделия изготовлялись мастерицами по заказу богатых купцов, лавочников, мещан, которых было много в местной округе.
кушачное производство
В XVIII – XIX веке в Красноборске и его окрестностях бытовал крестьянский промысел – кушачное производство. Красноборские шерстяные цветные кушаки отличались высококачественной тонкой выделкой, чрезвычайной прочностью, оригинальной расцветкой. В середине XIX в. ежегодно производилось до 20 тысяч штук кушаков, сбыт которых осуществлялся по всей России.

Особенно кушачное производство было развито в Березонаволоцкой волости. Удивительно хороши были белослудские кушаки. Кушаки скупались купцами на Красноборских ярмарках и вывозились в другие губернии.
гончарное производство
Основной его центр гончарного дела — куст деревень, расположенных вдоль речки Лудонги. Их продукцией была крестьянская посуда различного назначения и размеров: горшки с закроями, корчаги, кринки, чашки, латки, носоватики, рукомойники и т.д. Делали и кирпич, и натрубники, лепили свистульки.
изделия из дерева
В глухих лесных деревнях Красноборья работали мастера по дереву. Было развито плетение из бересты. Из корня сосны плелись очень крепкие чашки, а также коробушки и шкатулки. Ель использовалась для дранки на корзины, пестери, короба. Из ее же ствола вместе с корнем мастера вырезали прялки. Из сосны, елки, осины бондари делали деревянную утварь: долбленые корыта, бочки, кадушки, шайки, ушаты, ведра.

В деревнях, расположенных по берегам Северной Двины и ее притокам, из ивового прута плели рыболовные снасти, зобни для травы, корзины.

В верховьях речки Уфтюги было широко распространено плетение соломенных шляп, сумочек, кукол. Здесь же, на Уфтюге, из осины изготовляли лодки-долбленки.
другие ремесла
В Ракульских деревнях из рогов домашних животных делали гребни и расчески.

В Красноборских деревнях производилось много льняной ткани. Крестьянки сами изготавливали ткань «портно», пестрядинку и «брань», образцы которой до сих пор поражают прочностью, стойкостью и яркостью красок.

В Цивозере и Белой Слуде было развито кузнечное дело. Кузнецы ковали из местной руды гвозди, скобы, ножи, серпы, ножницы.

В районе работали прекрасные сапожники. Большой популярностью пользовались гармонных дел мастера, до сих пор гармошки, сделанные умельцами из Кулиги Драковановой, играют в руках красноборских гармонистов.

На нашей Красноборской земле и сегодня живут мастера, которые хранят вековые традиции, воплощая их в дереве, бересте, лозе, тканях.
Золотое шитье
Этот уникальный вид ремесла существовал в Черевковской и Ляховской волостях вплоть до конца XIX века.

Золотошвейными узорами украшались девичьи повязки, женские головные уборы (кокошники, платки), женские рубахи, нагрудники, шейные украшения, пояса, перчатки, рукавицы, «напульсники», «наголовники» к детским пеленкам, туфли. В основном изделия изготовлялись мастерицами по заказу богатых купцов, лавочников, мещан, которых было много в местной округе.
Кушачное производство
В XVIII – XIX веке в Красноборске и его окрестностях бытовал крестьянский промысел – кушачное производство. Красноборские шерстяные цветные кушаки отличались высококачественной тонкой выделкой, чрезвычайной прочностью, оригинальной расцветкой. В середине XIX в. ежегодно производилось до 20 тысяч штук кушаков, сбыт которых осуществлялся по всей России.

Особенно кушачное производство было развито в Березонаволоцкой волости. Удивительно хороши были белослудские кушаки. Кушаки скупались купцами на Красноборских ярмарках и вывозились в другие губернии.
Гончарное производство
Основной его центр гончарного дела — куст деревень, расположенных вдоль речки Лудонги. Их продукцией была крестьянская посуда различного назначения и размеров: горшки с закроями, корчаги, кринки, чашки, латки, носоватики, рукомойники и т.д. Делали и кирпич, и натрубники, лепили свистульки.
Изделия из дерева
В глухих лесных деревнях Красноборья работали мастера по дереву. Было развито плетение из бересты. Из корня сосны плелись очень крепкие чашки, а также коробушки и шкатулки. Ель использовалась для дранки на корзины, пестери, короба. Из ее же ствола вместе с корнем мастера вырезали прялки. Из сосны, елки, осины бондари делали деревянную утварь: долбленые корыта, бочки, кадушки, шайки, ушаты, ведра.

В деревнях, расположенных по берегам Северной Двины и ее притокам, из ивового прута плели рыболовные снасти, зобни для травы, корзины.

В верховьях речки Уфтюги было широко распространено плетение соломенных шляп, сумочек, кукол. Здесь же, на Уфтюге, из осины изготовляли лодки-долбленки.
Другие ремесла
В Ракульских деревнях из рогов домашних животных делали гребни и расчески.

В Красноборских деревнях производилось много льняной ткани. Крестьянки сами изготавливали ткань «портно», пестрядинку и «брань», образцы которой до сих пор поражают прочностью, стойкостью и яркостью красок.

В Цивозере и Белой Слуде было развито кузнечное дело. Кузнецы ковали из местной руды гвозди, скобы, ножи, серпы, ножницы.

В районе работали прекрасные сапожники. Большой популярностью пользовались гармонных дел мастера, до сих пор гармошки, сделанные умельцами из Кулиги Драковановой, играют в руках красноборских гармонистов.

На нашей Красноборской земле и сегодня живут мастера, которые хранят вековые традиции, воплощая их в дереве, бересте, лозе, тканях.
ремесла сегодня
ремесла — детям и взрослым
Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня: в районе есть несколько центров по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты, росписи по дереву, лоскутному шитью.

Сохранением и развитием ремесел в Красноборском районе занимается Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына. При музее создан отдел ремесел и работает творческая мастерская «Живое ремесло». В ней проводятся занятия для детей и взрослых по работе с берестой, росписи по дереву, плетению поясов, ткачеству, а также мастер-классы по ремесленному творчеству, обучающие лаборатории и встречи с творческими людьми.
Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня: в районе есть несколько центров по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты, росписи по дереву, лоскутному шитью.

Сохранением и развитием ремесел в Красноборском районе занимается Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына. При музее создан отдел ремесел и работает творческая мастерская «Живое ремесло». В ней проводятся занятия для детей и взрослых по работе с берестой, росписи по дереву, плетению поясов, ткачеству, а также мастер-классы по ремесленному творчеству, обучающие лаборатории и встречи с творческими людьми.
красноборье — родина трех самобытных росписей
На Красноборской земле зародились и бытовали сразу три самостоятельных росписи: ракульская, пермогорская и уфтюжская. В 2018 году разработан и апробирован новый туристический маршрут «Расписные выходные». Он знакомит с особенностями росписей и их историческими центрами. Расширена линейка сувенирной продукции, разработаны программы для приёма туристов на трёх территориях района.

Сейчас лучшие художественные традиции сохраняют красноборские мастера: Дементьева Надежда Николаевна, Глинская Наталья Сергеевна и Зиновьева Татьяна Борисовна, которая обучает всех желающих основам росписи в мастерской музея и на мастер-классах. Есть и другие художницы, выполняющие расписные работы для ярмарок и выставок.
Красноборье — родина трех самобытных росписей
На Красноборской земле зародились и бытовали сразу три самостоятельных росписи: ракульская, пермогорская и уфтюжская. В 2018 году разработан и апробирован новый туристический маршрут «Расписные выходные». Он знакомит с особенностями росписей и их историческими центрами. Расширена линейка сувенирной продукции, разработаны программы для приёма туристов на трёх территориях района.

Сейчас лучшие художественные традиции сохраняют красноборские мастера: Дементьева Надежда Николаевна, Глинская Наталья Сергеевна и Зиновьева Татьяна Борисовна, которая обучает всех желающих основам росписи в мастерской музея и на мастер-классах. Есть и другие художницы, выполняющие расписные работы для ярмарок и выставок.
берестяных дел мастера и мастерицы
Большой популярностью в районе пользуется работа с берестой. Среди мужчин с берестой активно работают Тетерин Павел Борисович из д. Деревенька и Попов Александр Николаевич из д. Алексеевская.

В последние годы берестоплетением увлеклись и женщины. Сухарницы, конфетницы, коробушки, солонки и другие сувениры из бересты плетут Юрьева Надежда Александровна и Зиновьева Татьяна Борисовна из Красноборска, Химова Наталья Аркадьевна, Федосеева Ольга Борисовна и Истомина Галина Владимировна из д. Березонаволок.
Берестяных дел мастера и мастерицы
Большой популярностью в районе пользуется работа с берестой. Среди мужчин с берестой активно работают Тетерин Павел Борисович из д. Деревенька и Попов Александр Николаевич из д. Алексеевская.

В последние годы берестоплетением увлеклись и женщины. Сухарницы, конфетницы, коробушки, солонки и другие сувениры из бересты плетут Юрьева Надежда Александровна и Зиновьева Татьяна Борисовна из Красноборска, Химова Наталья Аркадьевна, Федосеева Ольга Борисовна и Истомина Галина Владимировна из д. Березонаволок.
плетение из лозы
В районе сохранились традиции лозоплетения — в основном корзин. Самый лучший мастер — Анатолий Николаевич Барминский из Белой Слуды. Он работает с окоренной и вываренной лозой. Братья Шулёвы Альберт Андреевич и Николай Андреевич из Черевкова много лет плетут из неокоренной ивы.
резьба по дереву
В Красноборском районе есть и прекрасные резчики по дереву. Настенные панно и малые деревянные скульптуры вырезает Клишин Виктор Александрович из д. Ездреньга. Хабаров Николай Прокопьевич из Белой Слуды уже больше 20 лет создает сказочные фигурки грибов и удивительные образы животных, которых любовно называет «Коровушка», «Кысонька», «Бычок». Изящных щепных птиц самых разных размеров из еловой древесины вырезает Попов Юрий Александрович из Телегова.
ткачество
Главная мастерица — Якушева Надежда Константиновна из д. Калинка-Гридинская. Она ведет занятия по ткачеству в мастерской музея. Надежда Константиновна вырастила уже целое поколение учениц: Сараева Светлана Михайловна, Крючкова Галина Савватьевна, Махина Вера Петровна, Ярыгина Нина Николаевна из Красноборска, Полещук Зинаида Ивановна из д. Марковская работают самостоятельно.

Попова Александра Евгеньевна из д. Алексеевская самостоятельно освоила технику ткачества традиционных поясов и сейчас это ремесло стало ее любимым делом.

В Пермогорье ткачеством половиков занимаются Арзубова Нина Юрьевна и Гришина Галина Клавдиевна, в д. Малая Слудка — Ладкина Валентина Николаевна.
лоскутное шитье
Женщины не забывают и про технику лоскутного шитья. Самые известные мастерицы-лоскутницы — Ярыгина Нина Николаевна и Точилина Галина Ивановна из Красноборска, Гостева Ольга Александровна и Труфанова Оксана Борисовна из Черевково, Ипатова Валентина Алексеевна из д. Ильинская. У каждой из них свой «почерк», свой особенный колорит. Точилина Г.И. помимо лоскутного шитья увлеченно занимается традиционной куклой, в Красноборске она создала частный музей «Дом кукол».
вышивка
Традиционной вышивкой занимаются Мережина Надежда Григорьевна из с. Черевково и Аксеновская Татьяна Ивановна из Красноборска. Черевковская мастерица Шаньгина Агния Александровна по мотивам народных росписей создает авторские костюмы и броши из льна с вышивкой и аппликацией.
другие ремесла
Глиняной игрушкой и керамикой занимается Коновалова Татьяна Валерьевна из Красноборска.

Традицию плетения из соломы в с. Верхняя Уфтюга продолжает Бестужева Татьяна Леонидовна.

Спиридонова Татьяна Николаевна, Гостева Ольга Николаевна и Мымрина Любовь Николаевна из Черевкова, Миропия Масксимовна Носкова из Верхней Уфтюги вяжут яркие рукавицы и другие предметы одежды с северным орнаментом.
Плетение из лозы
В районе сохранились традиции лозоплетения — в основном корзин. Самый лучший мастер — Анатолий Николаевич Барминский из Белой Слуды. Он работает с окоренной и вываренной лозой. Братья Шулёвы Альберт Андреевич и Николай Андреевич из Черевкова много лет плетут из неокоренной ивы.
Резьба по дереву
В Красноборском районе есть и прекрасные резчики по дереву. Настенные панно и малые деревянные скульптуры вырезает Клишин Виктор Александрович из д. Ездреньга. Хабаров Николай Прокопьевич из Белой Слуды уже больше 20 лет создает сказочные фигурки грибов и удивительные образы животных, которых любовно называет «Коровушка», «Кысонька», «Бычок». Изящных щепных птиц самых разных размеров из еловой древесины вырезает Попов Юрий Александрович из Телегова.
Ткачество
Главная мастерица — Якушева Надежда Константиновна из д. Калинка-Гридинская. Она ведет занятия по ткачеству в мастерской музея. Надежда Константиновна вырастила уже целое поколение учениц: Сараева Светлана Михайловна, Крючкова Галина Савватьевна, Махина Вера Петровна, Ярыгина Нина Николаевна из Красноборска, Полещук Зинаида Ивановна из д. Марковская работают самостоятельно.

Попова Александра Евгеньевна из д. Алексеевская самостоятельно освоила технику ткачества традиционных поясов и сейчас это ремесло стало ее любимым делом.

В Пермогорье ткачеством половиков занимаются Арзубова Нина Юрьевна и Гришина Галина Клавдиевна, в д. Малая Слудка — Ладкина Валентина Николаевна.
Лоскутное шитье
Женщины не забывают и про технику лоскутного шитья. Самые известные мастерицы-лоскутницы — Ярыгина Нина Николаевна и Точилина Галина Ивановна из Красноборска, Гостева Ольга Александровна и Труфанова Оксана Борисовна из Черевково, Ипатова Валентина Алексеевна из д. Ильинская. У каждой из них свой «почерк», свой особенный колорит. Точилина Г.И. помимо лоскутного шитья увлеченно занимается традиционной куклой, в Красноборске она создала частный музей «Дом кукол».
Вышивка
Традиционной вышивкой занимаются Мережина Надежда Григорьевна из с. Черевково и Аксеновская Татьяна Ивановна из Красноборска. Черевковская мастерица Шаньгина Агния Александровна по мотивам народных росписей создает авторские костюмы и броши из льна с вышивкой и аппликацией.
Другие ремесла
Глиняной игрушкой и керамикой занимается Коновалова Татьяна Валерьевна из Красноборска.

Традицию плетения из соломы в с. Верхняя Уфтюга продолжает Бестужева Татьяна Леонидовна.

Спиридонова Татьяна Николаевна, Гостева Ольга Николаевна и Мымрина Любовь Николаевна из Черевкова, Миропия Масксимовна Носкова из Верхней Уфтюги вяжут яркие рукавицы и другие предметы одежды с северным орнаментом.
выставка «красноборье мастеровое»
Районная выставка «Красноборье мастеровое» — одна из добрых традиций, сложившихся на Красноборской земле. Раз в два года летом на выставке можно увидеть лучшие творения умелых рук — все, над чем трудились, чему научились и чего достигли мастеровые люди.

Выставка представляет изделия традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Одно из главных мест в экспозиции занимают расписные предметы, ведь Красноборье — родина трех самобытных росписей (пермогорской, уфтюжской и ракульской).
Выставка «Красноборье мастеровое»
Районная выставка «Красноборье мастеровое» — одна из добрых традиций, сложившихся на Красноборской земле. Раз в два года летом на выставке можно увидеть лучшие творения умелых рук — все, над чем трудились, чему научились и чего достигли мастеровые люди.

Выставка представляет изделия традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Одно из главных мест в экспозиции занимают расписные предметы, ведь Красноборье — родина трех самобытных росписей (пермогорской, уфтюжской и ракульской).
Другие ремесла представляют домотканые дорожки, полотенца, покрывала и панно в технике лоскутного шитья, изделия из бересты, лозы и соломы, деревянная и текстильная игрушка.
Посетители выставки на только знакомятся с ремесленным творчеством красноборцев, но и выбирают «Мастера — золотые руки!».
фольклор
песни, танцы и обряды
Богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство Красноборской земли бережно сохраняет Красноборский народный фольклорный хор, народные хоровые и танцевальные коллективы культурных центров района.
Песни, танцы и обряды
Богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство Красноборской земли бережно сохраняет Красноборский народный фольклорный хор, народные хоровые и танцевальные коллективы культурных центров района.
красноборский народный фольклорный хор
Старинные северные песни проложили путь-дорожку к душам и сердцам людским из глубины веков. Слушаешь – и душа замирает. В песне есть все: и радость, и горе, и улыбка, и слезы. Она расскажет о том, как жили, трудились, любили во все времена далекие и обязательно разбудит добрые чувства.
Красноборский народный фольклорный хор
Старинные северные песни проложили путь-дорожку к душам и сердцам людским из глубины веков. Слушаешь – и душа замирает. В песне есть все: и радость, и горе, и улыбка, и слезы. Она расскажет о том, как жили, трудились, любили во все времена далекие и обязательно разбудит добрые чувства.
Сохранить старинные песни, дать им новую жизнь и передать будущим поколениям — вот главные цели хормейстера Красноборского Дома культуры М.С.Вишняковой.
Она проделала кропотливую работу по сбору и записи старинных песен от старожилов со всех уголков Красноборского района. Попутно собирался старинный красноборский наряд. Эта работа привела Марию Савватьевну к решению организовать в Красноборске хор из песельниц, которые знают и любят старинную северную песню.
подробнее о хоре
Днем рождения фольклорного хора стало 27 февраля 1980 года. Сохраняя верность традициям, хористы упорно добиваются новых высот в исполнении, ищут дальнейшие пути творческого развития. Коллектив много выступает перед жителями района, побывав с концертами во всех уголках района и за его пределами.

В 1994 году хор третий раз принял участие в областном конкурсе фольклорных коллективов и стал лауреатом премии имени А.Я. Колотиловой, основательницы Северного русского народного хора. За высокое исполнительское мастерство хору присвоено звание «Народный».

Большой наградой коллективу было участие в Днях культуры Архангельской области в Москве.

На Международном фестивале «Интерфолк» в Санкт-Петербурге хор получил звание лауреата, вошел в 10 лучших коллективов фестиваля и был награжден специальным дипломом жюри «За бережное сохранение старинного костюма».

Красноборский народный фольклорный хор стал визитной карточкой района. Он — постоянный участник районных и областных мероприятий. Хор неоднократно представлял Архангельскую область в других регионах: на фестивале народной песни «Завалинка» в Сыктывкаре, на одном из самых популярных праздников на Верховажье — Троицких гуляниях в с. Шелота Вологодской области.

В 2019 году красноборские певуньи представили Архангельскую область в республике Чувашия на фестивале народного творчества «Родники России».

С момента основания хора коллектив неоднократно обновлялся, но неизменной остается неповторимая манера исполнения и верность традициям народной культуры родного Красноборья.

Статные красноборки поют, водят хороводы, задорно пляшут — и перед взором каждого встает дорогая сердцу малая родина — Красноборье, где добрые традиции обрели новую жизнь.
Подробнее о хоре
Днем рождения фольклорного хора стало 27 февраля 1980 года. Сохраняя верность традициям, хористы упорно добиваются новых высот в исполнении, ищут дальнейшие пути творческого развития. Коллектив много выступает перед жителями района, побывав с концертами во всех уголках района и за его пределами.

В 1994 году хор третий раз принял участие в областном конкурсе фольклорных коллективов и стал лауреатом премии имени А.Я. Колотиловой, основательницы Северного русского народного хора. За высокое исполнительское мастерство хору присвоено звание «Народный».

Большой наградой коллективу было участие в Днях культуры Архангельской области в Москве.

На Международном фестивале «Интерфолк» в Санкт-Петербурге хор получил звание лауреата, вошел в 10 лучших коллективов фестиваля и был награжден специальным дипломом жюри «За бережное сохранение старинного костюма».

Красноборский народный фольклорный хор стал визитной карточкой района. Он — постоянный участник районных и областных мероприятий. Хор неоднократно представлял Архангельскую область в других регионах: на фестивале народной песни «Завалинка» в Сыктывкаре, на одном из самых популярных праздников на Верховажье — Троицких гуляниях в с. Шелота Вологодской области.

В 2019 году красноборские певуньи представили Архангельскую область в республике Чувашия на фестивале народного творчества «Родники России».

С момента основания хора коллектив неоднократно обновлялся, но неизменной остается неповторимая манера исполнения и верность традициям народной культуры родного Красноборья.

Статные красноборки поют, водят хороводы, задорно пляшут — и перед взором каждого встает дорогая сердцу малая родина — Красноборье, где добрые традиции обрели новую жизнь.
архитектура
XVII-XIX век «древодельцы» Красноборска создали блестящие образцы гражданского деревянного зодчества: жилые дома и хозяйственные постройки. Высот совершенства архитектурного образа и форм они достигли в строительстве деревянных церквей и колоколен XVII века

  • Цивозерская колокольня
  • Георгиевская церковь в Пермогорье
  • Шатровый храм Дмитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга
  • Никольская церковь в Шеломя
Made on
Tilda