ремесла в истории
роспись по дереву
В конце XIX – начале XX века существовали три типа Северодвинской росписи.

  • Пермогорская роспись
Мастера пермогорской росписи жили и работали в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская на Мокрой Едоме. В палитре местных живописцев преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Их оттеняют желтый и зеленый. Четкость росписи придает легкий черный контур.
Отличительная особенность пермогорской росписи — жанровые сцены, сопровождаемые надписями. Еще один традиционный мотив — изображение сказочной птицы Сирин.
Росписью украшают посуду и утварь: скопкари, ендовы, ковши, жбаны, чарки, блюда, туеса, набирухи. Очень красочны прялки, люльки, санки, дуги. Мелкая роспись, словно ковром, покрывает все изделие.
  • Ракульская роспись

Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновскую — одну из деревень Ракулки. Основную часть расписных предметов составляли прялки. Известно, что расписывали и набирухи для ягод, короба, зыбки. Колорит росписи отличается большим благородством: желто-охристый фон и крупные элементы. Для выполнения своеобразной оживки в виде полукружий применяется белый цвет. Пластичную форму элементов, плавные изгибы и повороты подчеркивает легкий черный контур, пучки усиков в пазухах листьев.
  • Ракульская роспись

Центром ракульской росписи принято считать деревню Ульяновскую — одну из деревень Ракулки. Основную часть расписных предметов составляли прялки. Известно, что расписывали и набирухи для ягод, короба, зыбки. Колорит росписи отличается большим благородством: желто-охристый фон и крупные элементы. Для выполнения своеобразной оживки в виде полукружий применяется белый цвет. Пластичную форму элементов, плавные изгибы и повороты подчеркивает легкий черный контур, пучки усиков в пазухах листьев.
  • Уфтюжская роспись

Получила распространение в двух самостоятельных центрах:
  • селения вокруг с. Верхняя Уфтюга и д. Новоандреевская в среднем течении р. Уфтюги,
  • д. Слобода в верховье р. Уфтюги.

В среднем течении реки главное место среди расписываемых предметов занимали туеса. Уфтюжский бурачник за зиму делал до тысячи туесов, из них половину выкрашивал и расписывал. Туеса возили в Архангельск, Устюг, Вологду. Кроме них местные мастера расписывали прялки, набирухи, колыбели и другую утварь.
Излюбленный фон росписи — красно-оранжевый, красно-коричневый. Основной мотив — гибкая веточка с листьями и цветами, рядом с которой часто встречаются изображения изящных птиц.

Прялки второго уфтюжского центра отличаются ярко выраженной архаичностью.
На лицевой стороне изображалось дерево с прямым стеблем и симметрично отходящими по сторонам листьями-«волнами» или цветами-«колокольчиками» и солярная розетка.

Пермогорская и ракульская роспись широко представлены в крупных музейных собраниях России и в многочисленных публикациях по народному искусству.
ремесла сегодня
ремесла — детям и взрослым
Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня: в районе есть несколько центров по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты, росписи по дереву, лоскутному шитью.

Сохранением и развитием ремесел в Красноборском районе занимается Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына. При музее создан отдел ремесел и работает творческая мастерская «Живое ремесло». В ней проводятся занятия для детей и взрослых по работе с берестой, росписи по дереву, плетению поясов, ткачеству, а также мастер-классы по ремесленному творчеству, обучающие лаборатории и встречи с творческими людьми.
Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня: в районе есть несколько центров по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты, росписи по дереву, лоскутному шитью.

Сохранением и развитием ремесел в Красноборском районе занимается Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына. При музее создан отдел ремесел и работает творческая мастерская «Живое ремесло». В ней проводятся занятия для детей и взрослых по работе с берестой, росписи по дереву, плетению поясов, ткачеству, а также мастер-классы по ремесленному творчеству, обучающие лаборатории и встречи с творческими людьми.
красноборье — родина трех самобытных росписей
На Красноборской земле зародились и бытовали сразу три самостоятельных росписи: ракульская, пермогорская и уфтюжская. В 2018 году разработан и апробирован новый туристический маршрут «Расписные выходные». Он знакомит с особенностями росписей и их историческими центрами. Расширена линейка сувенирной продукции, разработаны программы для приёма туристов на трёх территориях района.

Сейчас лучшие художественные традиции сохраняют красноборские мастера: Дементьева Надежда Николаевна, Глинская Наталья Сергеевна и Зиновьева Татьяна Борисовна, которая обучает всех желающих основам росписи в мастерской музея и на мастер-классах. Есть и другие художницы, выполняющие расписные работы для ярмарок и выставок.
Красноборье — родина трех самобытных росписей
На Красноборской земле зародились и бытовали сразу три самостоятельных росписи: ракульская, пермогорская и уфтюжская. В 2018 году разработан и апробирован новый туристический маршрут «Расписные выходные». Он знакомит с особенностями росписей и их историческими центрами. Расширена линейка сувенирной продукции, разработаны программы для приёма туристов на трёх территориях района.

Сейчас лучшие художественные традиции сохраняют красноборские мастера: Дементьева Надежда Николаевна, Глинская Наталья Сергеевна и Зиновьева Татьяна Борисовна, которая обучает всех желающих основам росписи в мастерской музея и на мастер-классах. Есть и другие художницы, выполняющие расписные работы для ярмарок и выставок.
берестяных дел мастера и мастерицы
Большой популярностью в районе пользуется работа с берестой. Среди мужчин с берестой активно работают Тетерин Павел Борисович из д. Деревенька и Попов Александр Николаевич из д. Алексеевская.

В последние годы берестоплетением увлеклись и женщины. Сухарницы, конфетницы, коробушки, солонки и другие сувениры из бересты плетут Юрьева Надежда Александровна и Зиновьева Татьяна Борисовна из Красноборска, Химова Наталья Аркадьевна, Федосеева Ольга Борисовна и Истомина Галина Владимировна из д. Березонаволок.
Берестяных дел мастера и мастерицы
Большой популярностью в районе пользуется работа с берестой. Среди мужчин с берестой активно работают Тетерин Павел Борисович из д. Деревенька и Попов Александр Николаевич из д. Алексеевская.

В последние годы берестоплетением увлеклись и женщины. Сухарницы, конфетницы, коробушки, солонки и другие сувениры из бересты плетут Юрьева Надежда Александровна и Зиновьева Татьяна Борисовна из Красноборска, Химова Наталья Аркадьевна, Федосеева Ольга Борисовна и Истомина Галина Владимировна из д. Березонаволок.
выставка «красноборье мастеровое»
Районная выставка «Красноборье мастеровое» — одна из добрых традиций, сложившихся на Красноборской земле. Раз в два года летом на выставке можно увидеть лучшие творения умелых рук — все, над чем трудились, чему научились и чего достигли мастеровые люди.

Выставка представляет изделия традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Одно из главных мест в экспозиции занимают расписные предметы, ведь Красноборье — родина трех самобытных росписей (пермогорской, уфтюжской и ракульской).
Выставка «Красноборье мастеровое»
Районная выставка «Красноборье мастеровое» — одна из добрых традиций, сложившихся на Красноборской земле. Раз в два года летом на выставке можно увидеть лучшие творения умелых рук — все, над чем трудились, чему научились и чего достигли мастеровые люди.

Выставка представляет изделия традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Одно из главных мест в экспозиции занимают расписные предметы, ведь Красноборье — родина трех самобытных росписей (пермогорской, уфтюжской и ракульской).
Другие ремесла представляют домотканые дорожки, полотенца, покрывала и панно в технике лоскутного шитья, изделия из бересты, лозы и соломы, деревянная и текстильная игрушка.
Посетители выставки на только знакомятся с ремесленным творчеством красноборцев, но и выбирают «Мастера — золотые руки!».
фольклор
песни, танцы и обряды
Богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство Красноборской земли бережно сохраняет Красноборский народный фольклорный хор, народные хоровые и танцевальные коллективы культурных центров района.
Песни, танцы и обряды
Богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство Красноборской земли бережно сохраняет Красноборский народный фольклорный хор, народные хоровые и танцевальные коллективы культурных центров района.
красноборский народный фольклорный хор
Старинные северные песни проложили путь-дорожку к душам и сердцам людским из глубины веков. Слушаешь – и душа замирает. В песне есть все: и радость, и горе, и улыбка, и слезы. Она расскажет о том, как жили, трудились, любили во все времена далекие и обязательно разбудит добрые чувства.
Красноборский народный фольклорный хор
Старинные северные песни проложили путь-дорожку к душам и сердцам людским из глубины веков. Слушаешь – и душа замирает. В песне есть все: и радость, и горе, и улыбка, и слезы. Она расскажет о том, как жили, трудились, любили во все времена далекие и обязательно разбудит добрые чувства.
Сохранить старинные песни, дать им новую жизнь и передать будущим поколениям — вот главные цели хормейстера Красноборского Дома культуры М.С.Вишняковой.
Она проделала кропотливую работу по сбору и записи старинных песен от старожилов со всех уголков Красноборского района. Попутно собирался старинный красноборский наряд. Эта работа привела Марию Савватьевну к решению организовать в Красноборске хор из песельниц, которые знают и любят старинную северную песню.
архитектура
XVII-XIX век «древодельцы» Красноборска создали блестящие образцы гражданского деревянного зодчества: жилые дома и хозяйственные постройки. Высот совершенства архитектурного образа и форм они достигли в строительстве деревянных церквей и колоколен XVII века

  • Цивозерская колокольня
  • Георгиевская церковь в Пермогорье
  • Шатровый храм Дмитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга
  • Никольская церковь в Шеломя