В 2007 году исполнилось 510 лет со дня рождения Аники Федоровича Строганова.
Неприхотливый в своих потребностях, носящий кафтаны и шубы своих предков, проявляющий выдающийся интерес к рукописной и печатной книге, оставивший после себя большую библиотеку, вечнодеятельный, приумножающий свои богатства, образцовый церковник, изворотливый торговец и смелый предприниматель, умевший идти на риск — таков облик легендарного Аники Строганова.
Основатель рода
Аника Федоров сын Строганов родился в ноябре 1497 года. На его долю выпало стать основателем самой мощной ветви строгановского рода — ветви сольвычегодских именитых купцов и промышленников. Ему рано пришлось стать самостоятельным. Семья помогала ему средствами и советами, но собственный расчетливый ум и энергичный характер были двигателями в его хозяйственных начинаниях.
Обстановка на Руси
Способствовала его активности и общеполитическая обстановка на Руси. В стране усиливалась самодержавная государственность. После многолетнего татарского ига велись великие преобразования. «Окрепшее русское государство входило понемногу в круг европейских международных отношений и начинало общение с культурными странами Запада». Все это дало заметный толчок развитию внутригосударственного предпринимательства. Людей активных и находчивых в огромной Руси не надо было искать. К их числу относились и купцы Строгановы.
Строгановы и соль
На севере Строгановых привлекли прежде всего огромные запасы соли в недрах земли. Зная ей цену, они приехали сюда и начали быстро осваивать глухой, малообжитый край. От отца Анике в Усолье достался двор на Береговой улице Троицкой стороны. В 1515 году, будучи восемнадцатилетним юношей, он становится хозяином солеваренного промысла. Вскоре из унаследованной отцовской усадьбы он перебрался непосредственно к Солёному озеру, заимев дворы в западной части от реки Солонихи — на Никольской стороне.
Скупкой соседних дворов и солеварен, получением льгот по великокняжеским грамотам, вытеснением и разорением соседей, Аника быстро расширил свои владения. Уже к середине XVI века ему принадлежала половина посадской земли Сольвычегодска.
Инстинкты крупного предпринимателя, умело использовавшего промах конкурента и слабость зависимого от него человека, сочетались в нем с дальновидным расчетом политика. Умеющий получить содействие церкви и центральной власти, Строганов своевременно оказывал услуги двору и московскому митрополиту.
Обширное хозяйство заставило Анику очень рано привлекать к ведению дел своих детей. Он воспитывал их по своему образцу, брал в дальние поездки и приобщал к труду. Они стали деятельными помощниками в сложном деле руководства и управления торгово-промышленными делами фирмы.
Строгановы и другие промыслы
Помимо соляного промысла Строгановы имели железодутный и кузнечный промысел, ярмарочную торговлю по селам Поморья и по посадам Русского государства, добывали пушнину, торговали оптом и в розницу печорской красной рыбой, иконами и другими разнообразными товарами, как своего производства и промысла, так и купленными. Их товары поступали в фамильные провинциальные «конторы» Великого Устюга, Вологды, Ярославля, Коломны, Калуги, Рязани, Нижнего Новгорода, Казани и других городов.
Мощь дома Строгановых, кроме промыслов и торговли, также базировалась на прочной земледельческой основе. Их сельское хозяйство обеспечивало продовольствием и фуражом собственные промысловые центры, а излишки хлеба и сена продавались.
Строгановы и государство
В 1558 году Аника Строганов находится во главе исполнительного органа «всеуездного земского мира», в компетенцию которого входил как сбор налогов, так и отправление правосудия.
Царской грамотой от 16 августа 1566 года извещалось, что по челобитью Аника с сыновьями были приняты в Опричнину. Не раз по вызову царя Ивана IV (Грозного) Строгановым приходилось мчаться, нигде не задерживаясь «ни часу», в опричную столицу — Слободу Александровскую. И в последующие годы со стороны Строгановых оказывалась финансовая помощь в трудные для государства времена.
Семья
Аника Строганов прожил долгую жизнь. У него была большая семья. От двух жен он имел 13 детей. Большинство из них умерло в младенчестве, а не вышедшие замуж дочери были пострижены в монахини. Только три его сына — Яков, Григорий и Семен стали продолжателями строгановского рода и всех его начинаний.
Монашество
На закате своей жизни в 1567 году Аника Строганов принимает монашеский постриг под именем Иосаф в Пыскорском Спасо-Преображенском монастыре в Перми, который ранее сам основал. От семьи он совсем не отдаляется, живет с младшим сыном Семеном в Сольвычегодске, занимается составлением родового Синодика и чтением духовных книг. Также любимым занятием Аники, как собственно и всех Строгановых, было церковное песнопение.
Умер Аника сын Федоров Строганов 2 сентября 1570 года и похоронен был в своем родовом гнезде — Соли Вычегодской.
Наследие рода Строгановых
Род Строгановых — уникальное явление русской истории XVI—XVII вв.еков. Столь же уникальна была и культурно-созидательная деятельность Строгановых. По своему размаху, широте, разнообразию видов и многочисленных созданных первоклассных произведений церковного искусства она не имела себе равных по щедрости, уступая в этом отношении, пожалуй, только собственно царским церковным заказам и вкладам. По качеству же исполнения строгановские церковно-художественные заказы не уступали даже им.
Благовещенский собор
Средоточием всех строгановских церковно-художественных строений в Сольвычегодске был их домовый храм — Благовещенский собор, возведенный во второй половине XVI века. В то время это было делом невиданным для всего края, так как строительство шло на личные средства купцов. Раньше церкви возводили всем миром. Благовещенский собор возвеличил и сохранил в веках память о них.
«Ставили сей храм Ианикий Фёдоров сын Строганов и его дети Яков, Григорий и Семен и его внучата Максим Яковлев сын, да Никита Григорьев сын, да Андрей и Петр Семеновы дети Строгановы по своих родителях по себе на память и на поминок ныне и впредь» — сообщает нам храмовая летопись Благовещенского собора.
Сегодня в Сольвычегодском историко-художественном музее в Благовещенском соборе хранятся вклады представителей нескольких поколений семьи Строгановых. Это иконы, шитые золотными и серебряными нитями пелены, Евангелие с драгоценными окладами, церковные сосуды.
Среди них самыми ранними, по времени, являются поставления родоначальника династии Строгановых — Аники сына Федорова Строганова. Заботы о церкви занимали всю жизнь Аники Строганова. Величественные храмы Сольвычегодска и по сей день хранят в себе вещественные доказательства этого.
Аника Строганов делал вклады, как в Благовещенский собор, так и в другие церкви и монастыри. Это были богослужебные книги, иконы и прочая церковная утварь.
Среди сохранившихся до наших дней памятников этого периода мы можем увидеть настоящие шедевры, такие как икона «Благовещение».
Именно этой иконой в 1558 году Аника сын Федоров Строганов был благословлен архиепископом Ростовским на строение Благовещенской домовой церкви. Об этом нам сообщает надпись на обороте иконы:
«Лета 7066 годоу сии образ Благовещения Прчстыя Бдцы блгсвение Никандра архиепспа Ростовкаго Иоанекию Федоровоу сноу Строгановоу на поставление соборнаг храма каменног и з пределы началной образ оу Солиоу Вычегоцкие на Посаде. А на сем образоу оклад серебрян золочен чеканной и жемчюг и камене и с киотю писаны стые и с окдадом серебряным положение Никиты Григорева сна Строганова 110 (7110) году». Сохранился также серебряный позолоченный крест-мощевик — вклад Аники Строганова в Благовещенскую церковь и совместный вклад Аники Строганова и Леонтия Пырского — икона «Митрополит Алексий».
В деревянный Введенский собор Сольвычегодска Аникой Фёдоровичем была положена икона «Введение во храм», которая также находится сейчас в сольвычегодском музее.
Строгановский заказ почти всегда был связан с творчески активной формой художественного созидания, своеобразного общественного «умного делания».
Поскольку всякое церковное «строение», или «поставление», всегда было символом молитвенного обращения заказчика — вкладчика к Богу, но, став достоянием всей Церкви, а не какого — то ее отдельного члена семьи, в том числе и самого вкладчика, они были обращены ко всякому «притекающему» к Богу человеку, то есть создавались и ради него.
Автор: Светлана Субботина.