сольвычегодский историко-художественный музей

https://solimus.ru/

  • Экспозиционно-выставочный комплекс «Благовещенский собор»
Котласский район, г. Сольвычегодск, Музейный переулок, 1, 8 (818-37) 3-26-81
Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, пн — выходной.

  • Дом купцов Хаминовых
Котласский район, г. Сольвычегодск, улица Советская, 9 (1 этаж), 8 (818-37) 3-29-54
Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, пн — выходной.
Сольвычегодский историко-художественный музей
https://solimus.ru/

  • Экспозиционно-выставочный комплекс «Благовещенский собор»
Котласский район, г. Сольвычегодск, Музейный переулок, 1. 8 (818-37) 3-26-81
Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, пн — выходной.

  • Дом купцов Хаминовых
Котласский район, г. Сольвычегодск, улица Советская, 9 (1 этаж), 8 (818-37) 3-29-54
Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, пн — выходной.
  • Музей политической ссылки
Котласский район, г. Сольвычегодск, улица Ленина, 28

Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, обед 13:00 — 14:00, пн — выходной.
  • Этнографический комплекс «Мастерская народных ремесел»
Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Карла Маркса, 7
8 (818-37) 3-29-67

Режим работы: вт-вс 9:00 — 17:00, обед 13:00 — 14:00, пн — выходной.
подробнее о благовещенском соборе
Благовещенский собор — визитная карточкой Сольвычегодска. Величественный пятиглавый храм расположен на правом берегу Вычегды. Его строительство началось в 1560 году. Замысел постройки исходил от родоначальника династии Аники (Иоанникия), но возводили его на семейные средства все ближайшие родственники старшего Строганова. Все отделочные работы были завершены в 1600 году, храм заблистал, когда завершили его роспись. Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Монументальный каменный храм был символом величия и значимости именитого семейства.

За свою долгую историю Благовещенский собор неоднократно менял свой облик, однако его изменения никогда не портили вид здания. Главы Благовещенского собора сооружены заново в ХVIII веке. В разное время перестройке подверглась южная галерея, был разобран пятишатровый придел. К северо-западному углу галереи некогда примыкала церковь-колокольня в честь Собора Богородицы, от которой сохранились два нижних яруса. Ныне существующая колокольня возводилась в 1819-1826 годах. Она появилась после опустошительного пожара 1819 года, сильно повредившего храм.

Сейчас в стенах Благовещенского собора располагается Сольвычегодский историко-художественный музей. Он был открыт 1 мая 1919 года.

Летний храм Благовещенского собора удалось сохранить в первозданном виде древнерусского интерьера XVI—XVII веков: фресковые росписи, выполненные под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Федора Савина, высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками из золоченого олова, иконы, часть которых была написана известными царскими изографами, архиерейское место, осветительные приборы.

Постоянная экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска», Коллекции «строгановского лицевого шитья», «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские».

Среди особо ценных экспонатов икона «Страшный суд», до 1579 года, псковский мастер, икона «Троица в бытии, с хождением и историей жизни Моисея в 22 клеймах», до 1579, псковский мастер, царские врата, 1580-1590 годы, вклад Никиты Строганова в Благовещенский собор, Евангелие напрестольное, оклад 1644—1648 годов; икона «Благовещение», около 1558 г., ростовский мастер.

В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит колокольня, на которую можно подняться, осмотреть город с высоты птичьего полета и позвонить в древний колокол.
подробнее о доме купцов хаминовых
Большой вклад в развитие города внесли купцы семьи Хаминовых. В XIX веке по масштабу торговых операций и состоятельности им не было равных. Братья активно занимались благотворительной деятельностью. Купцы выделяли много денег на содержание сольвычегодских церквей, построили две электростанции, дававшие свет почти всему городу. На их деньги строился северный придел Благовещенского собора, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, возводилась новая шатровая колокольня Спасобыденной церкви, заново золотился иконостас Введенского собора, сооружались здания гимназии, ремесленной школы, богадельни, доходный дом. Большинство уцелевших зданий XIX века — наследие купцов Хаминовых.

По адресу улица Советская, дом 9 располагается дом купца Прокопия Хаминова, построенный в XIX веке. При прежнем владельце на первом этаже располагался магазин, на втором жил сам хозяин. Сейчас на первом этаже находится экспозиция Сольвычегодского историко-художественного музея.

Постоянная экспозиция
Родословное древо Хаминовых, фотографии членов семьи, предметы мебели и интерьера XIX вв, «Мелочная лавка купцов Хаминовых», «Традиционный костюм Сольвычегодского уезда XIX — начала XX вв.»
подробнее о музее политической ссылки
В XIX веке Сольвычегодск был местом политической ссылки. Здесь на поселении находились многие известные народовольцы, руководители и участники почти всех революционных выступлений в России конца XIX — начала XX столетия. Дважды в Сольвычегодске отбывал ссылку Иосиф Сталин.

Музей политической ссылки был создан в 1934 году в доме Марии Прокопьевны Кузаковой, где с 10 января по 6 июля 1911 года проживал ссыльный Иосиф Джугашвилии. До 1962 года музей носил имя И.В. Сталина. Изначально музей занимал одну комнату в доме Марии Кузаковой, в которой были воссозданы интерьер и обстановка тех времен. Кроме мебели в экспозиции были представлены фотоматериалы и исследования о периоде сольвычегодской ссылки Сталина. Полностью дом М.П. Кузаковой перешел под музей в 1935 году, когда хозяйка продала его вместе с имуществом Северному краевому отделу народного образования.

Сейчас дом М.П. Кузаковой, где располагается Музей политической ссылки, является памятником архитектуры регионального значения. В 2018-2019 годах в нем были проведены полномасштабные реставрационные работы.

Постоянная экспозиция
Выставка, посвященная истории политической ссылки г. Сольвычегодска,
комната дома М.П. Кузаковой, где проживал ссыльный И.В. Джугашвили.
подробнее об этнографическом комплексе «мастерская народных ремесел»
На дворовой территории этнографического комплекса оборудован «Крестьянский дворик». Экспозиция разделена на несколько блоков:

Сельскохозяйственный стенд с орудиями труда для земледелия, которыми пользовались крестьяне Сольвычегодского уезда, и грядки, на которых летом выращиваются традиционные сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, горох, лен, репа, редька.

Строительный стенд представляет инструменты для плотницких работ. Его главный экспонат — избушка-конструктор, срубленная по традиционным северным технологиям.

Транспортный стенд знакомит со средствами передвижения крестьян: телега, сани, дровни.

Промысловый стенд посвящен предметами, с помощью которых наши предки занимались рыболовством и охотой: лодка, рыболовные снасти, охотничьи лыжи.

Постоянная экспозиция — «Творчество в ремесле и быте русского севера».

На территории этнографического комплекса действует мастерская народных ремесел, где установлены 12 старинных крестьянских станков, на которых мастерицы осваивают старинные технологии ткачества, постигают секреты мастерства, которыми в совершенстве владели их бабушки и прабабушки.

Для гостей проводятся мастер-классы.
  • Ткачество
    • обучение заправке ткацкого станка,
    • тканьё половика — в том числе и с усложняющими элементами,
    • обучение разным видам ткачества — браное, двухремизное одноуточное,
    • изготовление сумки из ниток на ткацком станке
  • Изготовление поясов
    • тканьё на «чурочке»,
    • тканьё на «дощечках».
  • Вышивка — изготовление полотенца или салфетки приемом ручной вышивки «перевить» или «шов по письму».
  • Изготовление традиционных народных кукол, игрушек:
    • кукла из ткани «Рождественский ангел»,
    • кукла-кувадка из ткани,
    • вепская кукла из ткани;
    • елочка — подвеска из тесьмы и бусин.
  • Основы плотницкого ремесла — история и технология строительства крестьянской избы.
Подробнее о благовещенском соборе
Благовещенский собор — визитная карточкой Сольвычегодска. Величественный пятиглавый храм расположен на правом берегу Вычегды. Его строительство началось в 1560 году. Замысел постройки исходил от родоначальника династии Аники (Иоанникия), но возводили его на семейные средства все ближайшие родственники старшего Строганова. Все отделочные работы были завершены в 1600 году, храм заблистал, когда завершили его роспись. Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Монументальный каменный храм был символом величия и значимости именитого семейства.

За свою долгую историю Благовещенский собор неоднократно менял свой облик, однако его изменения никогда не портили вид здания. Главы Благовещенского собора сооружены заново в ХVIII веке. В разное время перестройке подверглась южная галерея, был разобран пятишатровый придел. К северо-западному углу галереи некогда примыкала церковь-колокольня в честь Собора Богородицы, от которой сохранились два нижних яруса. Ныне существующая колокольня возводилась в 1819-1826 годах. Она появилась после опустошительного пожара 1819 года, сильно повредившего храм.

Сейчас в стенах Благовещенского собора располагается Сольвычегодский историко-художественный музей. Он был открыт 1 мая 1919 года.

Летний храм Благовещенского собора удалось сохранить в первозданном виде древнерусского интерьера XVI—XVII веков: фресковые росписи, выполненные под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Федора Савина, высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками из золоченого олова, иконы, часть которых была написана известными царскими изографами, архиерейское место, осветительные приборы.

Постоянная экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска», Коллекции «строгановского лицевого шитья», «Сольвычегодское художественное серебро и строгановские ювелирные мастерские».

Среди особо ценных экспонатов икона «Страшный суд», до 1579 года, псковский мастер, икона «Троица в бытии, с хождением и историей жизни Моисея в 22 клеймах», до 1579, псковский мастер, царские врата, 1580-1590 годы, вклад Никиты Строганова в Благовещенский собор, Евангелие напрестольное, оклад 1644—1648 годов; икона «Благовещение», около 1558 г., ростовский мастер.

В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит колокольня, на которую можно подняться, осмотреть город с высоты птичьего полета и позвонить в древний колокол.
Подробнее о доме купцов Хаминовых
Большой вклад в развитие города внесли купцы семьи Хаминовых. В XIX веке по масштабу торговых операций и состоятельности им не было равных. Братья активно занимались благотворительной деятельностью. Купцы выделяли много денег на содержание сольвычегодских церквей, построили две электростанции, дававшие свет почти всему городу. На их деньги строился северный придел Благовещенского собора, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, возводилась новая шатровая колокольня Спасобыденной церкви, заново золотился иконостас Введенского собора, сооружались здания гимназии, ремесленной школы, богадельни, доходный дом. Большинство уцелевших зданий XIX века — наследие купцов Хаминовых.

По адресу улица Советская, дом 9 располагается дом купца Прокопия Хаминова, построенный в XIX веке. При прежнем владельце на первом этаже располагался магазин, на втором жил сам хозяин. Сейчас на первом этаже находится экспозиция Сольвычегодского историко-художественного музея.

Постоянная экспозиция
Родословное древо Хаминовых, фотографии членов семьи, предметы мебели и интерьера XIX вв, «Мелочная лавка купцов Хаминовых», «Традиционный костюм Сольвычегодского уезда XIX — начала XX вв.»
Подробнее о музее политической ссылки
В XIX веке Сольвычегодск был местом политической ссылки. Здесь на поселении находились многие известные народовольцы, руководители и участники почти всех революционных выступлений в России конца XIX — начала XX столетия. Дважды в Сольвычегодске отбывал ссылку Иосиф Сталин.

Музей политической ссылки был создан в 1934 году в доме Марии Прокопьевны Кузаковой, где с 10 января по 6 июля 1911 года проживал ссыльный Иосиф Джугашвилии. До 1962 года музей носил имя И.В. Сталина. Изначально музей занимал одну комнату в доме Марии Кузаковой, в которой были воссозданы интерьер и обстановка тех времен. Кроме мебели в экспозиции были представлены фотоматериалы и исследования о периоде сольвычегодской ссылки Сталина. Полностью дом М.П. Кузаковой перешел под музей в 1935 году, когда хозяйка продала его вместе с имуществом Северному краевому отделу народного образования.

Сейчас дом М.П. Кузаковой, где располагается Музей политической ссылки, является памятником архитектуры регионального значения. В 2018-2019 годах в нем были проведены полномасштабные реставрационные работы.

Постоянная экспозиция
Выставка, посвященная истории политической ссылки г. Сольвычегодска,
комната дома М.П. Кузаковой, где проживал ссыльный И.В. Джугашвили.
Подробнее об этнографическом комплексе «Мастерская народных ремесел»
На дворовой территории этнографического комплекса оборудован «Крестьянский дворик». Экспозиция разделена на несколько блоков:

Сельскохозяйственный стенд с орудиями труда для земледелия, которыми пользовались крестьяне Сольвычегодского уезда, и грядки, на которых летом выращиваются традиционные сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, горох, лен, репа, редька.

Строительный стенд представляет инструменты для плотницких работ. Его главный экспонат — избушка-конструктор, срубленная по традиционным северным технологиям.

Транспортный стенд знакомит со средствами передвижения крестьян: телега, сани, дровни.

Промысловый стенд посвящен предметами, с помощью которых наши предки занимались рыболовством и охотой: лодка, рыболовные снасти, охотничьи лыжи.

Постоянная экспозиция — «Творчество в ремесле и быте русского севера».

На территории этнографического комплекса действует мастерская народных ремесел, где установлены 12 старинных крестьянских станков, на которых мастерицы осваивают старинные технологии ткачества, постигают секреты мастерства, которыми в совершенстве владели их бабушки и прабабушки.

Для гостей проводятся мастер-классы.
  • Ткачество
    • обучение заправке ткацкого станка,
    • тканьё половика — в том числе и с усложняющими элементами,
    • обучение разным видам ткачества — браное, двухремизное одноуточное,
    • изготовление сумки из ниток на ткацком станке
  • Изготовление поясов
    • тканьё на «чурочке»,
    • тканьё на «дощечках».
  • Вышивка — изготовление полотенца или салфетки приемом ручной вышивки «перевить» или «шов по письму».
  • Изготовление традиционных народных кукол, игрушек:
    • кукла из ткани «Рождественский ангел»,
    • кукла-кувадка из ткани,
    • вепская кукла из ткани;
    • елочка — подвеска из тесьмы и бусин.
  • Основы плотницкого ремесла — история и технология строительства крестьянской избы.
введенский собор

http://vvedenskai.cerkov.ru/
Котласский район, Сольвычегодск, Курортная улица д. 11

+7 (81837) 79296, +7-921-481-05-69 — отец Владимир

Введенский собор с начала XVIII века является главным храмом бывшего Введенского монастыря. Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящен в 1570 году. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор.
Введенский собор
http://vvedenskai.cerkov.ru/
Котласский район, Сольвычегодск, Курортная улица д. 11
+7 (81837) 79296, +7-921-481-05-69 — отец Владимир

Введенский собор с начала XVIII века является главным храмом бывшего Введенского монастыря. Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящен в 1570 году. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор.
Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящен лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Ни один из памятников Севера не имеет настолько пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Белокаменный декор был изготовлен в Москве.
Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Устиновым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. Вся резьба иконостаса покрыта сусальным золотом, которое хорошо сочетается с серо-голубым фоном икон. Иконостас Введенского собора — уникальное явление в русском искусстве конца XVII века.

В настоящий момент Введенский храм является действующим.
спасообыденная церковь
ул. Набережная им. Строгонова

Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа построили в 1571 году. В то время в городе свирепствовал мор. Для того чтобы «отвратил Всемилостивый свой праведный гнев» от православных христиан, по обету за один день 16 августа построили церковь. Отсюда и ее название — «Обыденная».

В 1613 году храм пострадал от литовского нашествия. В 1638 году была возведена новая деревянная церковь — Спасообыденная. Поскольку река Вычегда сильно размывала берег, храм перенесли на более высокое место.
Спасообыденная церковь
ул. Набережная им. Строгонова

Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа построили в 1571 году. В то время в городе свирепствовал мор. Для того чтобы «отвратил Всемилостивый свой праведный гнев» от православных христиан, по обету за один день 16 августа построили церковь. Отсюда и ее название — «Обыденная».

В 1613 году храм пострадал от литовского нашествия. В 1638 году была возведена новая деревянная церковь — Спасообыденная. Поскольку река Вычегда сильно размывала берег, храм перенесли на более высокое место.
подробнее о спасообыденной церкви
В 1691—1697 годах на месте деревянной построили каменную одноэтажную теплую церковь, а в 1730 году надстроили высокий второй этаж с холодным храмом. В 1865 году купцы Хаминовы расширили окна, чтобы в здании было больше света. Они же построили новый иконостас. В 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом-всходом над северной частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад храма.

Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.

После Октябрьской революции 1917 года, несмотря на разрушения, в храме продолжали проходить службы. Духовенство подвергалось преследованиям. В 1925 году церковные ценности из храма были переданы в Сольвычегодский государственный музей. Часть из них была изъята в мае 1922 года.

В годы богоборчества храм был осквернен: крест с четверика сняли. В период репрессий церковь служила перевалочной базой для заключенных, направлявшихся из Котласа вверх по Вычегде. В послевоенное время на первом этаже Спасообыденного храма размещались гараж местного совхоза и склад ГОРПО, а на верхнем — общежитие для рабочих. Дважды там располагался магазин, последний раз — в период с начала 1978 до середины 1993 года.

В 1960-е годы справа от входа в храм размещался городской тир. В июне 1987 года ураган снес крест с шатровой колокольни. Сам крест имел одну интересную особенность: его поверхность покрывали зеркальные пластины. Указывая путь потерявшимся в дороге или в лесу, он служил маяком для местных жителей. Восстановлен в 2004 году. Золоченый крест на Спасообыденной церкви был восстановлен в 2011 году. Сейчас церковь находится в аварийном состоянии.
Подробнее о Спасообыденной церкви
В 1691—1697 годах на месте деревянной построили каменную одноэтажную теплую церковь, а в 1730 году надстроили высокий второй этаж с холодным храмом. В 1865 году купцы Хаминовы расширили окна, чтобы в здании было больше света. Они же построили новый иконостас. В 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом-всходом над северной частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад храма.

Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.

После Октябрьской революции 1917 года, несмотря на разрушения, в храме продолжали проходить службы. Духовенство подвергалось преследованиям. В 1925 году церковные ценности из храма были переданы в Сольвычегодский государственный музей. Часть из них была изъята в мае 1922 года.

В годы богоборчества храм был осквернен: крест с четверика сняли. В период репрессий церковь служила перевалочной базой для заключенных, направлявшихся из Котласа вверх по Вычегде. В послевоенное время на первом этаже Спасообыденного храма размещались гараж местного совхоза и склад ГОРПО, а на верхнем — общежитие для рабочих. Дважды там располагался магазин, последний раз — в период с начала 1978 до середины 1993 года.

В 1960-е годы справа от входа в храм размещался городской тир. В июне 1987 года ураган снес крест с шатровой колокольни. Сам крест имел одну интересную особенность: его поверхность покрывали зеркальные пластины. Указывая путь потерявшимся в дороге или в лесу, он служил маяком для местных жителей. Восстановлен в 2004 году. Золоченый крест на Спасообыденной церкви был восстановлен в 2011 году. Сейчас церковь находится в аварийном состоянии.
дом купцов пьянковых

Котласский район, г. Сольвчегодск, ул. Ленина, 19

Здание построено купцом Степаном Ивановичем Пьянковым в 1810 году. В 1826 году, находясь в ссылке, в здании проживал внук арапа Петра Великого Павел Исаакович Ганнибал, двоюродный дядя Александра Сергеевича Пушкина.

В 1844 году здание было продано под городские присутственные места. На нижнем этаже разместились тюремный замок и уездное казначейство, в верхнем — городническое правление, уездный суд, земский суд, канцелярия уездного стряпчего, зал дворянского собрания и квартира городничего.
Дом купцов Пьянковых
Котласский район, г. Сольвчегодск, ул. Ленина, 19

Здание построено купцом Степаном Ивановичем Пьянковым в 1810 году. В 1826 году, находясь в ссылке, в здании проживал внук арапа Петра Великого Павел Исаакович Ганнибал, двоюродный дядя Александра Сергеевича Пушкина.

В 1844 году здание было продано под городские присутственные места. На нижнем этаже разместились тюремный замок и уездное казначейство, в верхнем — городническое правление, уездный суд, земский суд, канцелярия уездного стряпчего, зал дворянского собрания и квартира городничего.
В 1922 году в доме разместился дворец труда с кинематографом, театром и библиотекой.

В период Великой Отечественной войны в здании размещался эвакуационный госпиталь № 2513. После войны, в 1950 году, здание вернули сольвычегодскому санаторию.
После того, как в 1990-е курорт выехал, здание стояло бесхозным.

Сейчас здание законсервировано, ведется реставрация.
литературная усадьба и музей козьмы пруткова
Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Ленина, дом 13
8-911-590-17-30 (взрослое отделение), +7-911-590-23-70 (детское отделение)

Режим работы
Взрослая библиотека: 10:30 — 18:00, обед 13:00 — 14:00, вс, пн — выходной.

Детская библиотека: 10:30 — 18:00, обед 13:00 — 14:00, сб, пн — выходной.
Последний рабочий день месяца — санитарный.
Литературная усадьба и музей Козьмы Пруткова
Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Ленина, дом 13
8-911-590-17-30 (взрослое отделение), +7-911-590-23-70 (детское отделение)

Режим работы
Взрослая библиотека: 10:30 — 18:00, обед 13:00 — 14:00, вс, пн — выходной.

Детская библиотека: 10:30 — 18:00, обед 13:00 — 14:00, сб, пн — выходной.
Последний рабочий день месяца — санитарный.
Именно близ города Сольвычегодска, по задумке братьев Жемчуговых и Алексея Толстого в 1801 году «родился» всенародно любимый Козьма Петрович Прутков — лирик, философ, острослов, тонкой души человек. Сейчас Прутков — главный литературный бренд города.

Литературная усадьба возникла в 2004 году на основе городской библиотеки. Библиотека-усадьба находится в исторической части города, в доме, построенном купцами Хаминовыми в XIX веке. В уютной литературной гостиной проводятся костюмированные вечера, театрализованные экскурсии, литературные встречи.
В 2007 году был открыт музей имени Козьмы Пруткова. В коллекции музея собраны творческие работы народных мастеров и почитателей таланта поэта. Также в экспозиции представлены «личные» вещи Козьмы Пруткова: стол, диван, секретер директора пробирной палатки, мундир гусара и пр.

В 2021 году в Сольвычегодске отметят 220 летие со дня рождения Козьмы Пруткова.
озеро соленое

В течение почти двух столетий с начала возникновения города солеварение было основным промыслом сольвычегодцев. Для выварки соли использовалась вода озера Соленого. Поскольку соленой воды, поступавшей в озеро из соленого источника, не хватало, уже в XVI веке были устроены первые буровые скважины, из которых вода поступала самоизливом. Глубина скважин была не меньше 110-120 метров. Количество пробуренных скважин составляло несколько десятков.

Сольвычегодск стал основным поставщиком соли не только для русского севера, но и для центральных районов страны. Всего здесь вываривалось до 700 тысяч пудов соли в год.
Озеро Соленое
В течение почти двух столетий с начала возникновения города солеварение было основным промыслом сольвычегодцев. Для выварки соли использовалась вода озера Соленого. Поскольку соленой воды, поступавшей в озеро из соленого источника, не хватало, уже в XVI веке были устроены первые буровые скважины, из которых вода поступала самоизливом. Глубина скважин была не меньше 110-120 метров. Количество пробуренных скважин составляло несколько десятков.

Сольвычегодск стал основным поставщиком соли не только для русского севера, но и для центральных районов страны. Всего здесь вываривалось до 700 тысяч пудов соли в год.
Вода старых солепромыслов в России часто использовалась в лечебных целях. В Сольвычегодске земские врачи применяли ванны с подогретой минеральной водой для лечения ревматизма. В 1901 году врач А.Л. Мециковский поставил перед земской управой вопрос о необходимости широкого использования минеральной воды для лечения больных.
В 1923 году в Сольвычегодске был открыт небольшой стационар на 50 человек и запущено 5 ванн, использующих сероводородную воду озера Соленого.

Сольвычегодский бальнеологический курорт функционирует круглогодично. Озеро Соленое — единственное сероводородное озеро на севере и северо-западе России, уникальный природный объект.
озеро жемчужное
Озеро Жемчужное находится с северо-восточной стороны Благовещенского собора. По народному преданию, Строгановы разводили в этом озере раковины-жемчужницы. Жемчуг при Строгановых добывали также на реке Иксе, протекающей неподалеку от Сольвычегодска. Жемчужным промыслом руководил «немецкий доктор и аптекарь». Жемчуг шел на украшение окладов икон, напрестольных крестов, пелен и головных уборов.

Озеро Жемчужное
Озеро Жемчужное находится с северо-восточной стороны Благовещенского собора. По народному преданию, Строгановы разводили в этом озере раковины-жемчужницы. Жемчуг при Строгановых добывали также на реке Иксе, протекающей неподалеку от Сольвычегодска. Жемчужным промыслом руководил «немецкий доктор и аптекарь». Жемчуг шел на украшение окладов икон, напрестольных крестов, пелен и головных уборов.
раскопки профессора амалицкого

Котласский район, около деревни Выставка
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97, ТИЦ Котласского района

Молодой ученый Владимир Амалицкий (1860—1917 гг.) выдвинул смелую для конца XIX века теорию о том, что в позднепермский период существовал один большой континент, объединявший современную Евразию и Африку. Чтобы доказать это, он организовал экспедицию на север, в район города Котлас. Раскопки велись около деревни Выставки Котласского района.
Раскопки профессора Амалицкого
Котласский район, около деревни Выставка
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97, ТИЦ Котласского района

Молодой ученый Владимир Амалицкий (1860—1917 гг.) выдвинул смелую для конца XIX века теорию о том, что в позднепермский период существовал один большой континент, объединявший современную Евразию и Африку. Чтобы доказать это, он организовал экспедицию на север, в район города Котлас. Раскопки велись около деревни Выставки Котласского района.
В 1901 году Амалицкий выступил в Москве с большим докладом о раскопках гигантских ящеров на севере России и выставил для всеобщего обозрения часть северо-двинской коллекции. За 15 лет работы на Малой Северной Двине были извлечены более десятка абсолютно целых, столько же — частично поврежденных скелетов протозавров и огромное количество фрагментов. Амалицкому удалось собрать одну из самых богатых в мире коллекций ископаемых пресмыкающихся.

Некоторым из найденных животных Амалицкий на правах первооткрывателя сам дал названия. Им были обнаружены скелеты котлассий — животных, похожих на саламандр. Еще одна находка — скелет иностранцевии. Эта хищная, быстрая, четырехметровая рептилия с огромными клыками была названа в честь А. А. Иностранцева — наставника и учителя Амалицкого.
Основная часть найденных останков принадлежала парейазаврам — крупным пресмыкающимся с толстым туловищем и коротким хвостом. Считается, что по образу жизни они походили на бегемотов, будучи неуклюжими на суше, но довольно проворными в воде. В современной фауне у этих животных нет потомков.

Владимир Амалицкий стал одним из тех, кто дал толчок развитию палеонтологии в России. Незадолго до его смерти, в 1916 году состоялся первый съезд Русского палеонтологического общества, которое существует и сейчас при Российской академии наук.
дом-музей героя советского союза, адмирала флота советского союза н. г. кузнецова
Котласский район, д. Медведки
Отдел инноваций, народной культуры, туризма и краеведения МУК «МБС»
+7-909-551-98-97
Режим работы: работает по заявкам.

В деревне Медведки Котласского района 24 июля 1904 года родился адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Земляки Николая Герасимовича приложили много сил для увековечивания памяти адмирала на его малой родине.
Дом-музей героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова
Котласский район, д. Медведки
Отдел инноваций, народной культуры, туризма и краеведения МУК «МБС»
+7-909-551-98-97
Режим работы: работает по заявкам.

В деревне Медведки Котласского района 24 июля 1904 года родился адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Земляки Николая Герасимовича приложили много сил для увековечивания памяти адмирала на его малой родине.
У истоков этой работы стояли Вирячев Николай Николаевич, Стрельцова Римма Александровна, Быковский Василий Алексеевич и его сын, Стрельцов Николай Александрович, а также штаб школьников «Товарищ». Деньги на строительство музея собирали буквально «всем миром». Наибольшую активность проявили председатели поселковых советов ветеранов войны и труда: Новосельцев С.С., Никонов В.В., Гаврилова В.А., Олейник Н.А.
Открытие Дома-музея героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова состоялось в июле 1991 года с большим праздничным концертом.

В экспозиции музея представлены личные вещи адмирала и его родственников, документы, книги, газетные заметки и статьи, воспоминания родных, друзей и сослуживцев.
вотлажемское городище

Вотлажемское городище — оборонительная крепость XIV – XV веков, оно находится в 16 км от Котласа. Городище было выстроено у края коренного берега на мысу, образованном оврагом, выходящим к пойменной протоке — Вотлажемской курье.

С севера на запад подступы к нему надежно прикрывались глубоким оврагом и неприступной кручей коренного берега. С открытых сторон, южной и восточной, городище окружено высоким земляным валом и глубоким рвом.

Вотлажемское городище
Вотлажемское городище — оборонительная крепость XIV – XV веков, оно находится в 16 км от Котласа. Городище было выстроено у края коренного берега на мысу, образованном оврагом, выходящим к пойменной протоке — Вотлажемской курье.

С севера на запад подступы к нему надежно прикрывались глубоким оврагом и неприступной кручей коренного берега. С открытых сторон, южной и восточной, городище окружено высоким земляным валом и глубоким рвом.
Городок Вотлажемский упоминается в письменных документах первой половины XVII века. Так, в 1620 году пере­писчик отмечает, что городок «огнил и обвалился». На это же обстоятельство указывает и письменный источник от 1623 года.
Археологические раскопки городища проводились в 1960 году О. В. Овсянниковым. Они подтвердили то, что укрепленный городок XVII века стоит на месте более древнего городища.
церковь троицы живоначальной

Котласский район, село Вондокурье

Троицкая церковь — образец храма устюжской школы второй половины XVIII века с несколько более сложным декором. Примечательна колокольня, верхний столпообразный объем которой был увенчан эффектным шпилем фигурой ангела. Стиль — русское барокко.

Троицкая церковь в селе Вондокурском упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии в 1755 году как деревянная церковь, построенная Строгановыми. В 1777 году на месте сгоревшей деревянной была построена каменная церковь. Южный придел каменной церкви был построен в 1806 году, северный — в 1871 году.
Церковь Троицы Живоначальной
Котласский район, село Вондокурье

Троицкая церковь — образец храма устюжской школы второй половины XVIII века с несколько более сложным декором. Примечательна колокольня, верхний столпообразный объем которой был увенчан эффектным шпилем фигурой ангела. Стиль — русское барокко.

Троицкая церковь в селе Вондокурском упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии в 1755 году как деревянная церковь, построенная Строгановыми. В 1777 году на месте сгоревшей деревянной была построена каменная церковь. Южный придел каменной церкви был построен в 1806 году, северный — в 1871 году.
В 1914 г. при священнике Иакове Малиновском на средства Матфея Низовцева и Николая Большакова церковь была расписана живописцем Иоаном Калиновским.
С 2010 года церковь находится на реставрации. По крупным церковным праздникам проходят службы.
мастерская александра шутихина «северная береста»

Котласский район, деревня Куимиха, ул. Ручейная д. 3
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97
Режим работы: по записи

Александр Шутихин профессионально занимается берестой с 1991 года, в 1995 году ему было присвоено звание «Народный мастер России».
Мастерская Александра Шутихина «Северная береста»
Котласский район, деревня Куимиха, ул. Ручейная д. 3
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97
Режим работы: по записи

Александр Шутихин профессионально занимается берестой с 1991 года, в 1995 году ему было присвоено звание «Народный мастер России».
В 2014 году у Александра Владимировича появилась возможность передавать свой опыт, делиться мастерством, работать с подрастающим поколением. 19 октября 2014 года в деревне Куимиха открыла свои двери мастерская «Северная береста».
«Северная береста» — выставочный комплекс, в который входят мастерская и музей древних лодок-берестянок, а также экспозиция поделок и предметов деревенского быта.

В мастерской можно своими руками изготовить берестяной сувенир.
горнолыжный комплекс «петровский»

Котласский район, деревня Петровская
+7-921-070-46-46, +7-921-246-13-74, +7-921-720-26-78

Режим работы: ср-пт, 12:00 — 20:00, сб-вс 10:00 — 20:00, пн-вт — выходной.

Горнолыжный комплекс «Петровский» открыл свои двери для посетителей в 2015 году. Здесь рады каждому: любителям экстрима, желающим активно провести выходные и всем, кто устал от городской суеты.
Горнолыжный комплекс «Петровский»
Котласский район, село Вондокурье

Троицкая церковь — образец храма устюжской школы второй половины XVIII века с несколько более сложным декором. Примечательна колокольня, верхний столпообразный объем которой был увенчан эффектным шпилем фигурой ангела. Стиль — русское барокко.

Троицкая церковь в селе Вондокурском упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии в 1755 году как деревянная церковь, построенная Строгановыми. В 1777 году на месте сгоревшей деревянной была построена каменная церковь. Южный придел каменной церкви был построен в 1806 году, северный — в 1871 году.
  • Горные лыжи, сноуборд, тюбинг, сноускут.
  • Три отдельные трассы для тюбинга с подъемниками и ночным освещением.
  • Лыжные трассы для конькового хода и классики.
    • Длина горнолыжного спуска — 400 метров, трасса — второй категории сложности.
    • Для лыжников — 3 трассы: 5, 3 и 2 километра.
Горные лыжи, сноуборды, ватрушки, а также экипировку можно взять в аренду.
На базе работают кафе, баня и гостиница, предусмотрены беседки для мангала.
Посадочных мест в кафе: 60.
Мест в гостинице: 20.
васильевская церковь
Котласский район, урочище Васильевское на правом берегу Удимы приток Малой Северной Двины, Павловское +7-911-79-87-09

Первое упоминание о Васильевской церкви датируется 1625 годом. Из выписок писцовых книг известно, что в 1651 году сгорел бывший в Васильевском приходе храм святого Пророка божия Ильи с трапезною, а в 1685 году были уже две деревянные церкви. Одна — во имя святого Василия Великого с трапезною, другая — в честь Божьей Матери «Одигитревской».

В 1733 году была построена часовня, а в 1868 году — каменная церковь Николая Чудотворца. В 1794 году вместо теплой деревянной церкви была заложена каменная во имя Василия Великого, что стало с деревянной Васильевской церковью неизвестно. Об Успенской же известно, что она сгорела.

Постройка каменного храма вместо двух деревянных продолжалась 13 лет исключительно ручным трудом, из местного материала. В нижнем теплом храме престол был освящен только 29 июня 1807 года, в верхнем холодном Успенском — 19 октября 1830 года.

Сейчас Васильевская церковь находится в процессе реставрации, однако, по большим церковным праздникам, службы ведутся.
Васильевская церковь
Котласский район, урочище Васильевское на правом берегу Удимы приток Малой Северной Двины, Павловское +7-911-79-87-09

Первое упоминание о Васильевской церкви датируется 1625 годом. Из выписок писцовых книг известно, что в 1651 году сгорел бывший в Васильевском приходе храм святого Пророка божия Ильи с трапезною, а в 1685 году были уже две деревянные церкви. Одна — во имя святого Василия Великого с трапезною, другая — в честь Божьей Матери «Одигитревской».

В 1733 году была построена часовня, а в 1868 году — каменная церковь Николая Чудотворца. В 1794 году вместо теплой деревянной церкви была заложена каменная во имя Василия Великого, что стало с деревянной Васильевской церковью неизвестно. Об Успенской же известно, что она сгорела.

Постройка каменного храма вместо двух деревянных продолжалась 13 лет исключительно ручным трудом, из местного материала. В нижнем теплом храме престол был освящен только 29 июня 1807 года, в верхнем холодном Успенском — 19 октября 1830 года.

Сейчас Васильевская церковь находится в процессе реставрации, однако, по большим церковным праздникам, службы ведутся.

святое место туровец

Котласский район, село Туровец
+7-931-403-22-52

Режим работы: ср-вс 8:30 — 14:40.

Первое упоминание о святом месте Туровец датируется 1532 годом. Согласно устным преданиям, первый храм Святого Богоявления сгорел при нападении черемисов, которые хотели ограбить это святое место. В летописях говорится о первом чуде, которое свершилось чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Одигитрии. Защищаясь от черемисов, народ поднял икону на стену «городка». Одна из стрел попала в бровь святого образа. Из глаза выкатилась слеза и черемисы были ослеплены Богородицей за дерзость. Когда пришли в себя, попросили прощения. Простила их Матерь Божья и вернула зрение обратно.
Святое место Туровец
Котласский район, село Туровец
+7-931-403-22-52

Режим работы: ср-вс 8:30 — 14:40.

Первое упоминание о святом месте Туровец датируется 1532 годом. Согласно устным преданиям, первый храм Святого Богоявления сгорел при нападении черемисов, которые хотели ограбить это святое место. В летописях говорится о первом чуде, которое свершилось чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Одигитрии. Защищаясь от черемисов, народ поднял икону на стену «городка». Одна из стрел попала в бровь святого образа. Из глаза выкатилась слеза и черемисы были ослеплены Богородицей за дерзость. Когда пришли в себя, попросили прощения. Простила их Матерь Божья и вернула зрение обратно.
Отступили черемисы от Туровца, вернулись к себе на родину, написали икону Пресвятой Богородицы Одигитрии и отправили ее как дар в Туровец.

Сейчас в Туровце стоят два храма. Первый — деревянный храм Богоявления Господня. Он построен в 1780 году за один день на том месте, где по преданию явилась Пресвятая Богородица и оставила икону — свой образ на дереве. Храм Богоявления Господня — единственный в Котласском районе уцелевший памятник деревянного зодчества. В храме ведутся летние богослужения.
Второй — Успенский храм. Он был построен в 1815 году с помощью купцов Хаминовых и пожертвований прихожан. В храме ведется богослужение в зимнее время.

Неподалеку от храмов установлен поклонный крест и часовня. Святое место Туровец наделено особенной силой — даже ветра обходят стороной уединенную красоту здешних мест. Здесь отдыхает душа и пропадают беспокойные мысли, суета привычной жизни уходит на второй план и появляется безмятежная радость в сердце.
николаевский храм в деревне комарица

Котласский район, деревня Комарица
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97, ТИЦ Котласского района

Николаевская церковь — памятник зодчества устюжской школы конца XVIII — начала XIX века.

Кирпичный двухэтажный храм поставлен на высоком берегу Северной Двины. Выделяется асимметричной композицией и крупномасштабной колокольней, сооруженной в стиле классицизма. Построен в 1773—1781 годы на месте старой сгоревшей деревянной Афанасьевской церкви. Стиль постройки — «тотемское барокко». Все узоры на храмах выкладывались одновременно с кладкой — это не лепнина, как в обычном барокко, и не накладные детали. В храме четыре престола.
Николаевский храм в деревне Комарица

Котласский район, деревня Комарица
8 (818-37) 5-05-53, +7-909-551-98-97, ТИЦ Котласского района

Николаевская церковь — памятник зодчества устюжской школы конца XVIII — начала XIX века.

Кирпичный двухэтажный храм поставлен на высоком берегу Северной Двины. Выделяется асимметричной композицией и крупномасштабной колокольней, сооруженной в стиле классицизма. Построен в 1773—1781 годы на месте старой сгоревшей деревянной Афанасьевской церкви. Стиль постройки — «тотемское барокко». Все узоры на храмах выкладывались одновременно с кладкой — это не лепнина, как в обычном барокко, и не накладные детали. В храме четыре престола.
В советские времена храм подвергся вандализму. Были сожжены иконы, церковная утварь, книги, сброшены колокола, со стен вместе с росписью срублена штукатурка. К сожалению, имен мастеров не сохранилось, но известно, что некоторые фрески были выполнены профессиональными художниками по эскизам Виктора Васнецова.
С 1932 года в храме размещался колхозный склад. В разные времена предпринимались попытки разобрать храм, но древняя монолитная кладка оказалась столь прочна, что они не увенчались успехом. С 2010 года в храме ведутся реставрационные работы.
парк «нулевая верста»

Котласский Район, поселок Шипицыно, деревня Горка
+7-952-301-17-93

Режим работы: по согласованию.

В 2012 году жители Береговой и Сокольей Горок Котласского района решили обустроить территорию на берегу, где в результате слияния двух рек Вычегды и Малой Северной Двины берет начало третья — Большая Северная Двина. Была облагорожена территория и установлены скамейки. Сейчас в этом живописном месте появился целый парк отдыха и развлечений. Символом парка является знак «Нулевая верста», украшенный якорями.
Парк «Нулевая верста»
Котласский Район, поселок Шипицыно, деревня Горка
+7-952-301-17-93

Режим работы: по согласованию.


В 2012 году жители Береговой и Сокольей Горок Котласского района решили обустроить территорию на берегу, где в результате слияния двух рек Вычегды и Малой Северной Двины берет начало третья — Большая Северная Двина. Была облагорожена территория и установлены скамейки. Сейчас в этом живописном месте появился целый парк отдыха и развлечений. Символом парка является знак «Нулевая верста», украшенный якорями.
  • Сцена и беседка с балконом на 30 человек.
  • Аттракцион «Гигантские шаги».
  • Детская площадка с каруселями.
  • Волейбольная площадка.
  • Смотровая площадка.
В августе 2015 года открылся дом-музей «Деревенская изба». Сейчас коллекция музея насчитывает уже более 300 экспонатов. Среди них — зыбки старинные, сундуки, самовары, коромысло, станок ткацкий, домотканный сарафан.
база отдыха «печерино»

Котласский район, деревня Печерино
+7-953-264-34-14

Режим работы в зимнее время:
вт-чт 12:00 — 20:00, пт 12:00 — 21:00, сб-вс и праздничные дни 09:00 — 22:00.

Центр горнолыжного спорта расположен в деревне Печерино в 35 км от Котласа.

Под руководством опытного инструктора можно обучиться сноубордингу.

Для любителей скоростного спуска — специально подготовленные трассы.

Для удобства передвижения — современный бугельный подъемник.
База отдыха «Печерино»
Котласский район, деревня Печерино
+7-953-264-34-14

Режим работы в зимнее время:
вт-чт 12:00 — 20:00, пт 12:00 — 21:00, сб-вс и праздничные дни 09:00 — 22:00.

Центр горнолыжного спорта расположен в деревне Печерино в 35 км от Котласа.

Под руководством опытного инструктора можно обучиться сноубордингу.

Для любителей скоростного спуска — специально подготовленные трассы.

Для удобства передвижения — современный бугельный подъемник.
  • Катание на снегоходе.
  • Катание на квадроцикле.
  • Катание на банане за снегоходом.
  • Катание на горных лыжах за снегоходом.
  • Катание с горки на «санках-ватрушках».
  • Детский квадроцикл и снегоход.
  • Площадки для пейнтбола и лазертага.
Работает кафе.

Предусмотрены закрытые веранды и беседки для отдыха, чаепитий и приготовления шашлыка. Мангал и шампура доступны в аренду.

Территория центра освещена, чтобы было удобно кататься в темное время.

Made on
Tilda