котласская барабушка
Барабушка – диалектное слово южных районов Архангельской области, означающее посиделки и форму пляски.

Котласская барабушка — особенность Северного Трёхречья — вид круговой пляски с частушками под наигрыш на гармони. Барабушка была широко распространена до середины 1960-х годов в Котласе, Котласском и близлежащих районах.
Барабушка – диалектное слово южных районов Архангельской области, означающее посиделки и форму пляски.

Котласская барабушка — особенность Северного Трёхречья — вид круговой пляски с частушками под наигрыш на гармони. Барабушка была широко распространена до середины 1960-х годов в Котласе, Котласском и близлежащих районах.
когда появилась
В конце XIX-начале XX века в северный фольклор проникает жанр игры на гармони, сначала это были местные разновидности гармошек — тальянки, минорки, венка, позднее — хромки.

На Вычегодской и Двинской земле, в Котласе и Котласском районе, формируется богатейшая традиция наигрышей на гармони. В каждой деревне были свои музыканты. Начиная с подросткового возраста, мальчики и даже девочки пытались самостоятельно, на слух, методом подбора научиться играть на гармони, но не каждому это удавалось. Играли «на игрищах», «на вечёрках» и «на плясках», «на играньях» и «играньицах».

Такие гуляния проходили по праздничным и выходным дням, на них собиралась молодежь, по праздникам гуляли всей деревней, зачастую приходили гости, чаще всего парни, из соседних деревень. Летом собирались на открытой местности, зимой «откупали избу» «в складчину».
как это устроено
Под котласские наигрыши плясали и пели «песни». Молодые люди приглашали девушек условным знаком — рукой по плечу заденет, значит приглашает в круг. Таких пар собиралось от четырех и более десяти. По кругу, под определенный порядок движений, пары плясали, а девушки, которые не участвовали в пляске, пели «песни».

«Песни» — так повсеместно называли в Котласском районе короткие песни, за которыми в науке закрепилось обозначение «частушки».
как это развивалось
В 1950-е годы в деревнях и посёлках открываются клубы, в продаже появляются гармошки хромки, и гармонисты начинают на слух подбирать современные танцевальные мелодии. Красивые названия гуляний повсеместно вытесняет новый «культурный» термин — «танцы», а старинные наигрыши на тальяночках с колокольчиками начинают называть «деревенская» и «колхозная».
барабушка
В начале 1960-х годов в поселке Шипицыно появляется название «барабушка» — так называют и наигрыш, и пляску.

Римма Михайловна Вирячева (1940 г.р., Забелинский с/с) вспоминает: «В 1959 году услышала в Шипицыно частушку: "Кто не пляшет барабушку, тот станет бабушкой"». В настоящее время не удалось выяснить, откуда появилось название «барабушка», но в местном диалекте это слово ранее не использовалось.
что дальше
Хочется надеяться, что музыкальные традиции и самобытная культура Русского Севера будет исполняться молодыми гармонистами и не уйдет в забвение.
Когда появилась
В конце XIX-начале XX века в северный фольклор проникает жанр игры на гармони, сначала это были местные разновидности гармошек — тальянки, минорки, венка, позднее — хромки.

На Вычегодской и Двинской земле, в Котласе и Котласском районе, формируется богатейшая традиция наигрышей на гармони. В каждой деревне были свои музыканты. Начиная с подросткового возраста, мальчики и даже девочки пытались самостоятельно, на слух, методом подбора научиться играть на гармони, но не каждому это удавалось. Играли «на игрищах», «на вечёрках» и «на плясках», «на играньях» и «играньицах».

Такие гуляния проходили по праздничным и выходным дням, на них собиралась молодежь, по праздникам гуляли всей деревней, зачастую приходили гости, чаще всего парни, из соседних деревень. Летом собирались на открытой местности, зимой «откупали избу» «в складчину».
Как это устроено
Под котласские наигрыши плясали и пели «песни». Молодые люди приглашали девушек условным знаком — рукой по плечу заденет, значит приглашает в круг. Таких пар собиралось от четырех и более десяти. По кругу, под определенный порядок движений, пары плясали, а девушки, которые не участвовали в пляске, пели «песни».

«Песни» — так повсеместно называли в Котласском районе короткие песни, за которыми в науке закрепилось обозначение «частушки».
Как это развивалось
В 1950-е годы в деревнях и посёлках открываются клубы, в продаже появляются гармошки хромки, и гармонисты начинают на слух подбирать современные танцевальные мелодии. Красивые названия гуляний повсеместно вытесняет новый «культурный» термин — «танцы», а старинные наигрыши на тальяночках с колокольчиками начинают называть «деревенская» и «колхозная».
Барабушка
В начале 1960-х годов в поселке Шипицыно появляется название «барабушка» — так называют и наигрыш, и пляску.

Римма Михайловна Вирячева (1940 г.р., Забелинский с/с) вспоминает: «В 1959 году услышала в Шипицыно частушку: "Кто не пляшет барабушку, тот станет бабушкой"». В настоящее время не удалось выяснить, откуда появилось название «барабушка», но в местном диалекте это слово ранее не использовалось.
Что дальше
Хочется надеяться, что музыкальные традиции и самобытная культура Русского Севера будет исполняться молодыми гармонистами и не уйдет в забвение.
Made on
Tilda