В конце XIX-начале XX века в северный фольклор проникает жанр игры на гармони, сначала это были местные разновидности гармошек — тальянки, минорки, венка, позднее — хромки.
На Вычегодской и Двинской земле, в Котласе и Котласском районе, формируется богатейшая традиция наигрышей на гармони. В каждой деревне были свои музыканты. Начиная с подросткового возраста, мальчики и даже девочки пытались самостоятельно, на слух, методом подбора научиться играть на гармони, но не каждому это удавалось. Играли «на игрищах», «на вечёрках» и «на плясках», «на играньях» и «играньицах».
Такие гуляния проходили по праздничным и выходным дням, на них собиралась молодежь, по праздникам гуляли всей деревней, зачастую приходили гости, чаще всего парни, из соседних деревень. Летом собирались на открытой местности, зимой «откупали избу» «в складчину».