Лонгин и Симон
Всего и богатства было с собою у Лонгина — одно только деревянное распятие, которое дали ему в благословение от монастыря. Спустившись по реке от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска, и на время остановились в Борисоглебском монастыре. После небольшого отдыха, они пошли вверх по левому берегу реки Вычегды и, дойдя до устья речки Коряжемки, остановились в глухом лесу, в пятнадцати верстах от Сольвычегодска. Было это в 1535 году.
Лонгину понравилось это пустынное место и он решился навсегда тут остаться. Не противоречил тому и спутник его Симон. Помолившись Богу, сподвижники начали рубить лес и расчищать место, на котором общими силами построили сперва келью, а потом и часовню. Питались они плодами своего труда.
Плакал от радости старец Лонгин, будучи весьма доволен своею пустынькой и не находил слов, чтобы возблагодарить своего спутника за то, что указал такое прекрасное и уединенное место. Блаженный Симон недолго пробыл вместе с Лонгином на выбранном месте, он помог старцу устроиться, оставил его и пошел далее вверх по Вычегде, на речку Сойгу, за шестьдесят верст от Коряжемки, где основал свой монастырь.
Коряжемская обитель
Лонгин остался один, и непрестанно молился. Скоро весть о нем разнеслась по окрестности, и к нему стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды. Вскоре первоначально построенная им часовня уже не могла вмещать всех желающих помолиться и возникла необходимость в постройке большого молитвенного храма и общежительного монастыря.
Таким образом, появилась Коряжемская обитель с первым храмом в честь святителя Николая Чудотворца, ее первым игуменом стал старец Лонгин. По речке Коряжемке и Никольскому храму монастырь стал называться Николо-Коряжемским.
Монах Лонгин старался превзойти всех подвижническими подвигами, и несмотря на преклонный возраст, всегда первый выходил на монастырские труды и больше других работал для своей пустынной общины. И в наши дни мы можем видеть колодец, выкопанный самим старцем Лонгином. Пришедши на Коряжемку в преклонных годах, уже украшенный сединою, преподобный Лонгин недолго пожил в своей новой обители. После многолетних трудов и подвигов в Павло-Обнорском монастыре, блаженный старец, как будто для того и вызван был Промыслом на пустынные берега Вычегды, чтобы устроить здесь иноческую обитель и по устроении ее переселиться в обитель вечную. Отошел ко Господу преподобный Лонгин Коряжемский 10 (23) февраля 1540 года. Умирая, старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм у самого церковного крыльца, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Так смиренная душа, избегавшая славы человеческой при жизни, не хотела ее и после смерти. Как ни тяжело было для братии исполнение этого завещания, однако, они не смели его нарушить.
Чудесное исцеление
Но по Воле Божией в 1557 году, 15 лет спустя, Устюжский воевода князь Владимир был очень болен, так, что не мог двинуть ни рукою, ни ногою — болезнь была так тяжела и упорна, что никакие лекарства не приносили больному ни малейшей пользы. Находясь в столь безнадежном положении, воевода увидел однажды во сне старца, который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоровым, молись Богу и обещайся вскоре побывать в Коряжемском монастыре, и прикажи тамошнему игумену и братии перенести на иное место тело начальника того монастыря, игумена Лонгина, и будешь здоров». Явившийся старец подробно рассказал, где находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, князь Владимир очень удивился необычайности и ясности своего сновидения и, не надеясь получить облегчения от лекарств, решил немедленно отправиться на Коряжемку. По прибытии в монастырь, он сам указал место, где был погребен преподобный, и куда надлежало перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но даже и не слышал о нем. Когда по его приказанию гроб преподобного Лонгина был вынут из могилы и перенесен в новую, возле северной стены церкви, князь тотчас же выздоровел, как будто никогда не был болен.
Часовня
Радуясь и благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, князь рассказал игумену и братии о своем сновидении и приказал над гробом преподобного устроить часовню. Когда слух об исцелении князя разнесся в народе, многие стали приходить в монастырь и совершать над гробом преподобного панихиды. Все, приходившие с верою, получали исцеление от своих болезней. Преподобный Лонгин, подавая при гробе своем исцеления невидимо, являлся иногда и видимо, когда того требовало душевное состояние некоторых из братии, для большего укрепления их в иноческих подвигах.